About packaging - For packaging

Александр Бойко, "НКПак": "В таких условиях, как сейчас, наши упаковочные предприятия неминуемо разорятся"

01.12.2010

Comments: 31

Год еще не закончился, но уже сейчас можно сказать, что для упаковочной отрасли он был не самым легким. Что ждет нас в следующем, и что мы можем сделать для того, чтобы он был лучше предыдущего? В преддверии совместного заседания Национальной конфедерации упаковщиков «НКПак» и Подкомитета Торгово-промышленной палаты по развитию упаковочной индустрии, на котором будут утверждены задачи на следующий год, мы поговорили об этом с исполнительным директором конфедерации Александром Гаврииловичем Бойко.

Какие проблемы наиболее остро встали на пути развития упаковочной отрасли в 2010 году?

Это, конечно, рост цен на сырье для практически всех секторов упаковочной отрасли. Сильнее всего ударило повышение стоимости картонов, бумаг, полимеров. Цены продолжают расти, и делают они это очень быстро. Шаткое положение упаковочной отрасли, которая оказалась между сырьевиками, повышающими цены, и потребителями упаковки, не принимающими роста цен на готовый продукт, - это и есть одна из самых серьезных проблем на данный момент.

А ведь растущая стоимость упаковки сейчас – объективная необходимость. Пока это приходится доказывать чуть ли не в каждом конкретном случае. Многие заказчики упаковки предпочитают обратиться к импортным производителям, потому что у них дешевле. Но мы хотим, чтобы они понимали, что, увеличивая своими заказами долю импорта в нашей отрасли, они все равно придут к более высоким ценам. Но только поднимут их европейские упаковщики, потому что в России поднимать будет уже некому. Ведь, если заморозить стоимость российской упаковки даже на уровне этого года, то работа уже будет вестись себе в убыток. Отечественные упаковщики начнут банкротиться, и отрасль очень быстро ликвидирует сама себя. А импортная упаковка, доля которой, конечно, на тот момент увеличится, начнет постепенно дорожать, дождавшись смерти российской упаковочной отрасли.

Это произойдет, конечно, не сегодня и не завтра, но обязательно произойдет, потому что в таких условиях, как сейчас, наши предприятия неминуемо разорятся.

Что сейчас помогло бы отрасли противостоять этой печальной тенденции?

Прежде всего – урегулирование всех таможенных вопросов. А их сейчас немало, и это тоже довольно острая проблема для отрасли. Необходимо проводить таможенно-тарифную политику, которая бы все-таки способствовала поддержке отечественных упаковщиков, а не мешала им работать. Нужно снижать пошлины на ввоз того сырья, которого не хватает в нашей стране, и повышать - на те виды ввозимой готовой продукции, аналоги которой производятся отечественными предприятиями.

Сейчас в нашем послужном списке уже есть прецеденты, когда мы добивались отмены пошлин на ввозимое полимерное сырье, - и это сразу вызывало рост отечественного упаковочного производства. Контраст разительный: там, где пошлины были отменены, все развивается, а в остальных сегментах увеличивается доля импорта готовой упаковки.

Но даже при отмене пошлины таможня пытается оставить ее на старом уровне всеми возможными способами. Грубо говоря, мы раз за разом объясняем таможенникам, что полиэтилен – это полиэтилен, а не что-либо другое. И ведь не всегда верят!

«Я буду благодарен участникам рынка, если они выскажут в комментариях на портале и свои предложения по созданию подкомитетов и рабочих групп «НКПак», и вопросы, которые нужно решить в 2011 году».

Поэтому работа с таможней – одна из важнейших задач ближайшего времени. Ведь, как оказалось, мало добиться таможенных льгот – надо еще очень скрупулезно следить за тем, чтобы они работали «на местах». К этому мы и стремимся, но нам очень не хватает консолидации игроков рынка в этом вопросе. У каждого из сегментов упаковочного рынка есть свои проблемы на таможне и, объединив усилия, предприятия могли бы многого добиться.

Плюс многие забывают о том, что к вопросу отмены пошлин на сырье можно и нужно подключать потребителей готовой упаковки – ведь это и в их интересах тоже! В России около 70% упаковки заказывает пищевая промышленность, которая обладает мощным лобби и немалыми приоритетами. Когда мы подключаем их к работе - результат сразу становится ощутимым. Расширять сотрудничество с потребителями упаковки – один из планов и следующего года тоже.

Но ведь не все сегменты упаковочной отрасли производят продукт для какой-то определенной группы предприятий. Клиенты многих - например, производителей картонной упаковки и тары - находятся в самых разных отраслях. С кем сотрудничать в таком случае?

«В рамках «НКПак» мы можем создавать и небольшие рабочие группы по конкретным вопросам. Проблемы могут быть любого масштаба и сложности, любого региона».

Тут хорошо бы договориться хотя бы между собой. Например, в гофропроизводстве есть группа интегрированных предприятий, представляющих собой симбиоз производителя сырья и упаковки. Когда у компании есть своя сырьевая база, ей, конечно, проще работать на рынке. Но в сложившейся сейчас ситуации с повальным ростом цен таким предприятиям нужно учитывать интересы и других игроков рынка и действовать заодно с ними, а не расталкивать локтями своих партнеров и конкурентов. Ни одна компания не обеспечивает себя сырьем полностью, а пока это так – нужно договариваться с окружающими.

И что, по вашему мнению, могут предпринять объединенные силы упаковщиков в случае с ценами на картон и бумагу?

Так ведь 70% тарного картона в стране потребляют упаковщики. Если наша отрасль деградирует, кому целлюлозно-бумажные комбинаты будут продавать свою продукцию? В Европе их не очень ждут, конечному потребителю бумага и картон в «первозданном» виде не нужны, полиграфия сейчас все больше теряет в объемах… У производителей полимеров, кстати, примерно такая же ситуация: упаковка занимает, конечно, не решающий объем, но, тем не менее, внушительный.

Получается, что упаковщики жизненно необходимы производителям сырья, но те просто имеют привычку забывать об этом. Объединившись, мы сможем напомнить.

Как вы считаете, есть ли шанс у производителей сырья, упаковщиков и заказчиков упаковки договориться полюбовно и сбалансировать цены на всех этапах этой цепи?

«Мы раз за разом объясняем таможенникам, что полиэтилен – это полиэтилен, а не что-либо другое. И ведь не всегда верят!»

Я надеюсь, что да. Как я уже говорил, возможность полной ликвидации упаковочной отрасли России сейчас реальна, как никогда. Упаковка из полимеров, помимо дефицита сырья и его дороговизны, становится объектом нападок со стороны экологов: уже сейчас порой на полном серьезе обсуждаются проекты ее тотального запрета. Картонная тара с учетом последних повышений стоимости сырья находится на грани неконкурентоспособности. Стеклянная тара теряет популярность из-за дороговизны. В итоге мы начинаем ходить по замкнутому кругу. И к чему мы тогда придем? К авоське и импортной упаковке. А это прямо ударит по качеству и сохранности конечных продуктов, как пищевых, так и непищевых. Думаю, такое будущее не устраивает не только упаковщиков. Поэтому – надо договариваться.

В решении многих проблем упаковочной отрасли могло бы помочь государство. Увидит ли отрасль эту помощь когда-либо?

Увы, пока что все наши усилия не доходят до тех, кто принимает такие решения. Исторически сложилось так, что упаковка не была представлена отдельной государственной структурой, поэтому Конфедерации пришлось взвалить все на свои плечи. Естественно, возможностей не всегда хватает. Но постепенно к нам начинают прислушиваться. Уже удается решать вопросы отрасли в Минпромторге, Минэкономразвития, в Минфине. Но этого пока недостаточно. Например, существует Национальный проект развития отечественного пищевого производства. А мыслимо ли делать такой проект без упаковки, главного «охранника» продуктов питания? Но изначально так и происходило. Мы сейчас стараемся добиться того, чтобы упаковочная отрасль все же была задействована.

Упаковочная отрасль крайне разнообразна по способам производства, видам используемых материалов и своим готовым продуктам. Возможно ли представить на государственном уровне интересы всего этого многообразия в полной мере? Ведь у каждого сегмента – свои проблемы, которые даже между собой игроки могут решить не всегда.

Есть общие вопросы, которые нужно решать «всем миром». Это и выработка стандартов, технических регламентов, и законодательство отрасли.

«Упаковщики жизненно необходимы производителям сырья, но те просто имеют привычку забывать об этом. Объединившись, мы сможем напомнить».

Но есть много и более узконаправленных ситуаций, когда объединяться и выступать должны отдельные группы компаний, пусть даже небольшие. Увы, многие проблемы в отрасли не решаются, потому что у тех, кто страдает от них, не получается договориться, или выйти на органы власти, или должным образом подготовить необходимые документы. А ведь в рамках Конфедерации мы можем создавать и небольшие рабочие группы по конкретным вопросам. Проблемы могут быть любого масштаба и сложности, любого региона. Объединять их должен один признак – наличие активных участников рынка, готовых общаться и совместно с Конфедерацией работать над их успешным разрешением. Сейчас активные действия уже предпринимают производители полимерной упаковки, гофротары, потребительской картонной упаковки. Мы призываем других участников упаковочного рынка следовать их примеру.

Если речь сейчас действительно идет о возможном умирании отрасли – то, стало быть, действовать надо быстро?

Да. Мы надеемся, что 15 декабря можно будет обсудить не голословные идеи, а конкретные предложения и описания проблем, над которыми «НКПак» должна работать в следующем году. Поэтому я буду благодарен участникам рынка, если они выскажут в комментариях на портале и свои предложения по созданию подкомитетов и рабочих групп, и вопросы, которые нужно решить. Думаю, для всей отрасли будет полезно заранее обсудить это, чтобы на заседании принять максимальное количество реальных, «живых» предложений к действию и как можно быстрее начать работу.

От редакции:

Свои предложения и вопросы по работе «НКПак» в 2011 году публикуйте в комментариях ниже. Просьба по возможности указывать свое имя или присылать свои координаты для обратной связи и более развернутую информацию на адрес editor@unipack.ru . Наиболее актуальные вопросы и предложения будут рассмотрены на итоговом собрании «НК Пак» в ТПП РФ 15 декабря.


Subscribe to our news in social networks and newsletter:

All publication of this companyCompany Info

Source: Unipack.Ru

Printable versionAll interviewsAdd intervueSubscribe to News

Other news on this subject:

Comments

01.12.2010 12:16Прохожий

Рост цен на сырье всегда воспринимается очень болезненно любой компанией. Но любая ассоциация производителей просто обязана владеть информацией о предполагаемом росте цен. Такой рост цен на сырье часто может быть вполне объективным, например, возросший спрос при недостаточных объемах производства, изменения в таможенном регулировании и т.д. Такая информация может исходить и от участников рынка - производителей сырья, и от маркетинговых агенств, которые постоянно публикуют свои прогнозы (можно даже заказать отдельное исследование). В любом случае, обязанность ассоциации определить причины ожидаемого подорожания и заблаговременно предупредить об этом участников рынка.

01.12.2010 14:01Другой прохожий

в 2011 году европейских целлюлозных картонов не станет вообще - производители всем уменьшили квоты в разы!!! Как следствие вырастут и цены на них, хотя они и так уже выше некуда. Остается только Китай, но там далеко не дураки и они по ценам быстро подтянутся к Европе. Вот такая вот безрадостная перспектива!

01.12.2010 14:25Сергей - Другому прохожему

С одной стороны, описанная Вами перспектива да, безрадостная (хотя хотелось бы все-таки какую-то ссылку на источник информации, ибо я не очень верю, что европейцы, у которых опыт производства картонов измеряется уже столетиями, так легко сдадутся). Но с другой - производство и картона, и бумаги сейчас активно переносится (той же Европой) в более "дешевые" регионы - тот же Китай, Латинскую Америку. Сырье, произведенное там, ощутимо дешевле. Но в любом случае - для российских целлюлозно-бумажников это означает только то, что им надо шевелиться, шевелиться и шевелиться.

01.12.2010 14:54Елена - Сергею

Возможно они шевелиться и не хотят. Запуск нового оборудования - это огромные инвестиции! А на фоне дефицита сырья хорошо получается зарабатывать в несколько раз больше и на существующих мощностях. Без государственной поддержки ситуация координально не изменится. Картоно или бумагоделательная машина по стоимости это не гофропроизводство, которое уже только ленивый не поставил! Не говоря про сырьевую базу - ни леса, ни макулатуры!!!

01.12.2010 14:57Sava

"Поэтому работа с таможней – одна из важнейших задач ближайшего времени..." Если это одна из важнейших проблем, то возникает вопрос. А на встрече, которая будет проходить 15 декабря, будут присутствовать представители таможни???

01.12.2010 15:13Сергей - Елене

Модернизацию они сейчас худо-бедно проводят - по крайней мере, всеми любимая "большая тройка" точно. дефицит, правда, от этого пока никуда не делся, но и в Сыктывкаре, и на заводах Илима запустились новые мощности разной направленности, которые, по отзывам коллег-гофровиков, делают весьма приличный картон. Но дорого и мало все равно. Тут ведь проблема еще в том, что, поставь хоть кто-то из них полностью новую машину для производства того же бурого картона - она ж не окупится, потому что так много сырья отрасли тоже не нужно, а с экспортом еще вопрос, как сложится. Вот и не ставят - рискованно же, а, как Вы правильно отметили, если берут и так - зачем шевелиться?..

01.12.2010 15:21Cinderella

Александр Гавриилович, когда же у конфедерации появится нормальный сайт? НКПак - это же лицо российской упаковочной отрасли, а сайт никакой. Я понимаю, что НКпак некомменрческая организация, но все-таки можно было бы выбить в ТПП РФ какие-то деньги на его модернизацию или использовать часть членских взносов. Это же не такие большие деньги. Есть, например, на сайте разделе "Аналитика", а там практически ничего нет. Можно же было хотя бы туда добавить аналитику с унипака, журнала "Тара и упаковка" и других СМИ. Вы же с ними сотрудничаете (я по крайней мере на это надеюсь).

01.12.2010 15:24Елена - Сергею

Сильно напрягает ещё и то, что основная часть имеющихся мощностей старше нас с Вами, вместе взятых (раза в два минимум). А на одних модернизациях далеко не уедешь - оборудование и морально и материально изношено.

01.12.2010 15:36Сергей - Елене

О да, самая "новая" в России действующая БДМ, если мне не изменяет память, в следующем году может отметить двадцатипятилетие=))) И смех, и грех. Но, раз уж тут мы обсуждаем, как отрасли двигаться дальше... в случае с покупкой и установкой нового оборудования действительно государство, что ли, должно им помочь, как-то смягчить их риски. Хотя бы одна новая машина - и после ее обкатки отрасли дышалось бы легче.

01.12.2010 15:37Сергей

Ну и при этом, естественно, чтоб инсталляция нового оборудования не стала стартом радостно задрать цены к звездам))

01.12.2010 15:58Елена

Практически все проекты по строительству предприятий ЦБП, о которых заявляли в 2007-2008 годах, планировалось осуществить при поддержке региональных правительств (та же помощь с лесом или снижение налоговой нагрузки или денежные вливания). А вот сейчас ситуация в корне изменилась. Не говоря уж про то, что с пошлинами пора бы уж давно разобраться

01.12.2010 16:12Николаев Антон

Национальная конфедерация упаковщиков сотрудничает с другим союзами и ассоциациями? С тем же Соковым союзом, Союзом пивоваров и т.д.? Сообща же легче решать проблемы!

01.12.2010 16:27Сергей - Елене

Учитывая то, что за последнее время ЦБК вбухали в модернизацию немалые деньги - я не думаю, чтоб их лобби допустило отмены пошлин. Плюс еще эти нескончаемые проекты по производству российской меловки (ей Богу, это уже похоже на попытки получить философский камень, по крайней мере, результат явно тот же:)

02.12.2010 11:05Российский производитель упаковочного оборудования

Планрует ли Конфедерация Упаковщиков участвовать в выставке Interpack-2011? Если да, то какое это будет участие? Просто посещение мерпориятия или будет какой-то коллективный стенд? Насколько мне известно ассоциация Пакмаш отказалась от участия в этой крупнейшей выставке. Вам что-нибудь об этом известно?

02.12.2010 17:47Александр Бойко - исполнительный директор НКПак

Sava. От простого присутствия на наших встречах представителей таможни обычно пользы немного. По каждому конкретному вопросу, который им адресуется обычно готовится достаточно серьезный пакет документов и на их основе ведется дальнейшая работа. Так было с ввозными пошлинами этикеточную бумагу, на линейный полиэтилен, ПЭТ и другие материалы. Поэтому на этой встрече мы хотим обозначить главные проблемы на данный момент.

02.12.2010 17:53Алекскандр Бойко - НКПак

Cinderella. Спасибо. Раздел "Аналитика" будет развиваться. Многие материалы, которые готовит НКПак, размещаются в СМИ, но не отражается на нашем сайте, чтобы избежать дублирования.

02.12.2010 17:56Александр Бойко - НКПак

Николаеву Антону. Согласны. Сотрудничаем с целым рядом отраслевых союзов и ассоциаций, некоторые являются нашими членами, а НКПак входит в состав других.

02.12.2010 18:01Александр Бойко - НКПак

Российскому производителю упаковочного оборудования. Организацию коллективного стенда на Interpack 2011 НКПак не планирует. Если будет достаточное число желающих посетить выставку в составе группы, то с этим надо торопиться, так как в Дюссельдорфе в период проведения таких выставок очень остра проблема с проживанием.

02.12.2010 18:21Cinderella to Александр Бойко

Это же неправильно! На сайте вы не дублируете информацию, а наоборот показываете то, чем занимается конфедерация. Не все же читают журналы, в которых вы публикуете эти материалы.

03.12.2010 01:15Mikky

Не думаю, что отрасль может погибнуть из-за повышения цен на сырьевые ресурсы: рынок должен нормально все отрегулировать. Но вот с ситуацией, когда отечественная продукция дороже аналогичной импортной, конечно, соглашаться никак нельзя. При этом нужно также понимать, что у производителей сырья есть свои интересы, подчинять которые интересам упаковочной отрасли не всегда целесообразно. Что же до возможности договоренностей между производителями упаковки и ее потребителями при наличии более дешевых импортных вариантов, думаю, это иллюзия, и нужно снижать себестоимость.

03.12.2010 14:21Free - to Mikky

А за счет чего ее снижать в гофроупаковке, если все и так ужато дальше некуда?

03.12.2010 16:49Упаковщик to Free

Еще как можно снижать. Наши производители очень неэкономны в вопросах электроэнергии, тепла, часто скупятся на дорогое и автоматизированное оборудование, которое, на самом деле, очень помогает сократить расходы на персонал, время производства и сокращает количество ручных операций. Западные компании очень хорошо держатся на плаву за счет того, что используют решительно все - излишки электричества продают соседним компаниям или городу, с теплом - то же самое. А у нас это пока невиданная вещь.

03.12.2010 21:09Mikky - to Free

Честно: ничего не могу сказать по гофроупаковке. Думаю, что нужно смотреть структуру с/с, изучать опыт зарубежных компаний, работающих в этой обл. Почему у них дешевле даже с учетом того, что они - дальше? М.б., прав уважаемый Упаковщик? Но вот полимерщики, напр., не сильно страдают (больше, пожалуй, шумят "для порядка"). А если нет перекосов в таможенной политике, то повышение цен на сырье постепенно погашает конечный потребитель.

15.12.2010 11:10ss18

В догонку несколько тезисов по гофроупаковке. 1) Все крупнейшие производители картона - западные компании, не заинтересованные в развитии отечественной упаковочной отрасли. Пример, когда в этом году экспорт увеличили в несколько раз, не задумываясь о внутреннем дефиците. Выкачивают из страны сырье в виде целлюлозы. 2) Если на государственном уровне не начать решать вопрос о сборе и переработке макулатуры(как в прочем и о пластике), то рано или поздно картонный рынок перестанет быть конкурентноспособным (например после вступления РФ в ВТО). Ввозная пошлина на импортную макулатуру сейчас не работает как должна. 3) Договориваться продуктовым компаниям и переработчикам конечно нужно, только что это изменит? По себе знаю, что чем больше FMCG компании обсуждают эти вопросы с переработчиками, тем больше они расслабляются в переговорах с ЦБК. А вопросы глобальные на уровне как минимум Минэкономразвития.

15.12.2010 11:10ss18

4) Почему картон в РФ, стране лидеру по запасам древисины, должен стоить как в Европе??? Не думаю, что апельсины в Бразилии стоят как у нас. Необходимо снять импортную 15% пошлину и поставить барьер на вывоз целлюлозы или изменить отношение ЦБК к внутреннему рынку.

15.12.2010 11:38Михаил

Планировал сегодня присутствовать на собрании, но не получается по времени приехать. Буду ждать отчет о мероприятии на портале. Мне только волнует вот какой вопрос. Из НКПак пришла вчера программа заседания. Смотрию заявленные темы, а их немало, и время отведенное на само заседание. Его всего 2 ЧАСА. И что за это время успеют все обсудить? Темы тут ncpack.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=110:- 151210&catid=1:2009- 10-19-10-17-35&Itemid=7

15.12.2010 11:45ss18 to Михаил

Так там же еще фуршет есть. -)

15.12.2010 11:50Михаил to ss18

Точно :) не заметил. Хотя я что-то не припомню, чтобы они когда-либо устраивали фуршеты после своих мерпориятий

15.12.2010 12:03Сергей

Да, основные вопросы, чую, обсуждаться будут как раз во время фуршета=)

27.12.2010 11:30Картавых Дмитрий, исполнительный директор Ассоциации Призводителей Полипропиленовой Упаковки

Несомненно, работа должна вестись в нескольких направлениях 1. Отмена там.пошлины на сырье; 2. Повышение там пошлины либо введение заградителных мер на импорт; 3. Обратить особое внимание на Там.союз-в частности Казахстан, через территорию которого очень просто и легко везут тару и упаковку из Китая 4. Работа с покупателем - в некоторых случаях стомость упаковки в стоимосте товара в этой упаковке составляет 0,55%, а повышене стоимости упаковки воспринимается покупателем как непростительная наглость, хотя речь идет о плюсе всего лишь в 0,1% от стоимости продукта в ней...... 5. Налоговая нагрузка - ощущение такое что про нас никто не помнит....; 6. Тарифы на электрэнергию и их не предсказуемое повышение; 7. Нужно, как мне кажется, создать фонд развития упаковочной отрасли, ведь в данный момент привлечь средства для инновационного развития большая проблема... Готов обсудить высказанное мнение. С уважением ко всем мнениям и с Новым Годом, Картавых Дмитрий

27.12.2010 21:17Mikky - Д.Картавых

Уважаемый Дмитрий! Вы, естественно (!), выступаете с позиций производителя (-лей) упаковки. Это понятно и правильно. Но! Если пр-ли сырья (а они будут помощнее упаковщиков) начнут вести такую же политику, а именно: повышение пошлин на сырье, заград. меры и т.д., то что мы будем иметь в итоге? Успешные лоббисты какое-то время попразднуют, потом наступит отрезвление, и ситуация непременно ухудшится: зарубежная продукция (сырье это, или упаковка, или готовая продукция в упаковке) станет продаваться дороже, чем до принятия заград.мер. Потому что цена на продукцию определяется конкретным региональным рынком (западные продавцы полимеров в Европе продают значительно дешевле, чем они же, но в России). Далее. Работа с покупателем - святая обязанность производителя (какой бы продукции это ни касалось). Покупатель всегда будет стремиться опустить цену, и решение здесь - в жестком рыночном противостоянии, в умении снижать издержки. Ну как Вы намерены убедить потребителя в своей правоте?

Discussion is ended

Unipack.Ru is presenting: companies units
Registered: users
We are in social networks:
Рейтинг@Mail.ru