About packaging - For packaging

Александр Микаэлян, Окуловская БФ: "Производители картона и гофротары должны сотрудничать не по принципу "поставщик - покупатель"

12.11.2010

Comments: 19

Отношения между двумя полюсами российской ЦБП – производителями картонной тары и целлюлозно-бумажными комбинатами – последнее время напоминают то поле боя, то перебрасывание мяча: у обеих сторон есть претензии к ценовой политике и деловым качествам друг друга, которые с большим успехом рождают взаимные же обвинения. Но, может, «упаковщикам» и «бумажникам» стоит оставить в покое извечный русский вопрос «Кто виноват?» и перейти к ответу на другой, не менее популярный – «Что делать?» Об этом мы поговорили с генеральным директором Окуловской Бумажной Фабрики Александром Микаэляном.

Как вы оцениваете ситуацию, сложившуюся сейчас на рынке сырья для гофротары?

Ситуация на рынке гофросырья, сложившаяся на сегодняшний день, достаточно трудная. И виной этому явились несколько факторов: был сделан ряд неверных ходов, причем как со стороны производителей сырья, так и со стороны производителей гофротары. Для того чтобы понять причины этой ситуации, стоит вернуться немного «назад». Был кризис конца 2008 – начала 2009 года. Я помню, как сам встречался с производителями гофротары и просил их не «резать» цены на сырье до минимума. Просил о том, что бы они поняли, что, «срезав» цены до самого минимума, они будут иметь только сиюминутную выгоду, а потом их настигнут практически необратимые последствия. Но все хотели, имея запасы и «рычаг» давления, добиться минимума. Это произошло.

Но что мы имеем сегодня? За это время в стане производителей сырья выбыло производственных мощностей на уровне 25 000 тонн в месяц. Как пример – предбанкротное состояние «Эликона», уход от производства картона Сегежским ЦБК, практически полный останов Красноярского ЦБК и т.д. Список можно продолжить.

Я могу ответственно заявить, что несколько наших потребителей поняло эту ситуацию и повело себя в тот момент совершенно «по-джентельменски». Как пример – генеральный директор очень хорошей и быстро развивающейся компании «Ассоль» В. Сазанов сказал мне такую фразу: «Я готов платить не по нижней планке рынка, зная, что потом будет рост производства. Нам друг другу надо помогать». И поверьте – сегодня данная компания имеет преференции.

Я глубоко убежден – все мы, игроки рынка и сырья, и гофропродукции, должны сотрудничать не по принципу «поставщик – покупатель», а по принципу партнерства.

А что происходит непосредственно в сегменте макулатурного сырья?

Начали восстанавливаться объемы потребления сырья, но проблема «ушедших» мощностей его производства при этом никуда не исчезла. Путем модернизации и расширения производства их потерю смогли не полностью (причем далеко не полностью!) восполнить практически только два предприятия – Окуловская БФ и Сухонский ЦБК.

Возрос объем экспорта сырья на внешние рынки. В Европе, на Ближнем Востоке также пошел рост потребления гофротары, а, соответственно, и сырья для ее производства. Во время кризиса значительно пострадал сектор сбора макулатуры. Так же, как и в производстве картонов, ушло слишком много игроков. В результате сегодня мы имеем огромный макулатурный дефицит.

Кроме того, несколько лет назад совершенно неоправданно было пролоббировано решение об установке 15 % пошлины на ввоз макулатуры по импорту. Вывозная экспортная пошлина при этом была полностью обнулена. В итоге сегодня мы имеем то, что имеем: около 15 000 тонн макулатуры экспортируется на Украину, в Белоруссию. Экспорт уже начат даже в Китай.

Могу сказать ответственно – если в ближайшее время не будет решен вопрос с нормализацией этой ситуации (либо введением вывозной пошлины, либо отменой ввозной), мы, бумажные фабрики, будем вынуждены либо сокращать объемы производства, либо увеличивать цены на свои продукты дальше.

Другого пути нет.

Производители гофротары, в свою очередь, тоже оценивают ситуацию в своей «части рынка» как очень тяжелую для своего бизнеса. Действительно ли она, на ваш взгляд, такова?

У гофропроизводителей есть определенные трудности. На мой взгляд, они заключаются в следующем:

- наличие избыточных мощностей, которые строились из расчета 10 – 15 % ежегодного роста рынка;

- вместе с тем - нежелание гофропроизводителей достаточно четко «соблюдать правила игры».

Поверьте – я не призываю к ценовым сговорам. Но очень уж часто приходиться слышать от наших потребителей истории из серии «нас и еще двоих производителей пригласили на тендер, мы и один из них дали ценовое предложение на практически одном уровне, а третий предложил цену на 10% ниже».

Как такое возможно? У всех плюс-минус одинаковая себестоимость, одинаковое оборудование, в итоге - одинаковая рентабельность. Не может быть при такой конкуренции, какая существует сегодня на рынке, «сверхприбылей», не может!!! А значит, произошло следующее: тот «третий» изначально готов был взять заказ «в убыток». А потом начинаются проблемы и разговоры о том, что в отрасли «все плохо».

Еще раз повторюсь – если не будет постоянного, равноправного сотрудничества всех участников процесса – ситуация будет либо такой же, либо еще хуже.

Каково сейчас соотношение качества российских и европейских картонов?

Всем известно, что требования, предъявляемые российским ГОСТом к качеству продукта (бумаги для гофрирования и картона), намного жестче, чем европейские нормативы. Так, например, наша компания начала экспорт своей продукции в Польшу, Украину, Саудовскую Аравию, ОАЭ. Поверьте – там нам приходиться конкурировать с такими производителями продукции, как группа «Монди», Hamburger Group и т.д. И мы конкурируем. Но не путем снижения цены. А это говорит о том, что наше качество не хуже.

Я считаю, что качество наших коллег – Пермского ЦБК, БФ «Коммунар» и других – также полностью соответствует европейским нормам.

Мы не хуже европейских компаний. Так же, как и они, мы инвестируем средства в качество и в системы контроля над ним.

Тем не менее, российские производители гофротары считают, что отмена ввозных пошлин на сырье и, как следствие, большая доступность европейских поставщиков, рынку существенно помогут.

У меня к этому двоякое отношение.

С одной стороны, несколько иллюзорны те заявления, которые некоторые потребители делают по поводу так называемых цен FOEX. Они видят там «голые цифры» стоимости сырья, которые вроде как ниже цены на внутреннем рынке, но почему-то забывают про то, что все это надо еще доставить, растаможить, заплатить сразу на таможне НДС. Кроме того, есть постоянные курсовые риски.

Еще из минусов работы с Европой - иностранным компаниям придется платить предоплату. Мы же продаем сырье с отсрочкой платежа до 20 дней. Есть также фактор своевременного обеспечения заказа. Например, невозможно из Европы получить заказ за неделю, ну никак невозможно!

Все это почему-то никто не хочет считать.

И почему-то на том же самом сайте FOEX никто не хочет посмотреть стоимость макулатуры для производителей картонов и бумаги. В Европе она сегодня составляет максимум 110 евро, тогда как мы платим уже 160 евро. Разница есть. А макулатура занимает в себестоимости продукции до 47%.

Вот такая математика…

Тем не менее, несмотря на все недопонимания и проблемы, я считаю, что отрасль может развиваться очень и очень положительно, но для этого нужны общие усилия и желание.

Мы к этому готовы.

Александр Микаэлян также готов ответить на вопросы наших читателей в комментариях под интервью.


Subscribe to our news in social networks and newsletter:

Source: Unipack.Ru

Printable versionAll interviewsAdd intervueSubscribe to News

Other news on this subject:

Manufacturers and suppliers of production

Comments

13.11.2010 15:53Макс

Какая же одинаковая рентабельность у производителей гофротары? Ситуации у всех разные. У некоторого количества игроков, не будем называть их, думаю, и так все знают, есть своя сырьевая база, наверняка, - с куда как более мягкими ценовыми условиями для них. Вот и роняют цены, чего б им не ронять? И можно говорить о рыночной солидарности, но одеяло все равно каждый будет тянуть на себя. Разве вы не стали бы предлагать свою продукцию дешевле, чем конкуренты, если бы имели возможность это делать?

13.11.2010 18:25Александр Микаэлян

Макс я с Вами согласен - есть несколько таких "игроков" Но они не могут иметь "глобального" влияния речь идет об обьеме максимум 20 000 000 м2 упаковки в месяц Но рынок измеряеться в почти 120 млн. в месяц Что касаеться предлагать свою продукцию дешевле - я еще раз повторю - я не призывал и не призываю к ценовым сговорам И конечно здоровая конкуренция правильно Но я имел ввиду другое: когда например у всех + - 5% цена м2 картона в изделии стоит например 12 рублей, а кто то предлагает его за 8. Ну не может быть сегодня ни у кого 50% рентабельности. Думаю Вы со мно

13.11.2010 18:25Александр Микаэлян

Думаю Вы со мной согласны

14.11.2010 23:46Сергей

Да, 50% рентабельности быть не может, это точно. И демпинг мешает работать, согласен с Александром. Но вот как бороться с теми, кто занижает цены, пока неясно совершенно.

15.11.2010 11:15Александр Микаэлян

Сергей добрый день Спасибо за поддержку Как одна из идей: в Великобритании например существует следующая практика - все серьезные поставщики макулатуры, картона и гофроупаковки фиксируют цены на год. При этом фиксируют они их не с потребителями, а путем совместных встреч и дискуссий. Более того - они открыто публикуються И это не являеться ценовым сговором. Мне кажеться это самая удобная и справедливая практика Потребитель макулатуры ( т.е. бумажные фабрики) заранее знают о том, сколько будет стоить макулатура весь год Потребители картона знают сколько будет стоить картон весь год Потребители гофроящика заранее знают сколько будет стоить м2 весь год Я считаю, что это совершенно честно, открыто и самое главное решает другую проблему - проблему корупции. Когда все открыто и известно - откатывать не за что

15.11.2010 11:19Александр Микаэлян

Я хотел бы добавить еще один комментарий: сегодня вся наша страна наизусть знает цену барреля нефти, тонны нержавейки,тонны аллюминия И все прозрачно и понятно Так почему нельзя сделать и нашу отрасль прозрачной и прогнозируемой?

15.11.2010 14:41tester:)

Да, ...и еще возродить Госплан, чтобы каждый потребитель точно знал, сколько макулатуры он получит в этом году :) По-моему, это утопия.

15.11.2010 16:00Free

tester, ну причем тут Госплан. Открытые цены на год - это-таки демократия))) Но нам, увы, до Англии далеко. А насчет прозрачности отрасли я согласен с дававшим интервью "Унипаку" ранее Игорем Олеговичем Заргаряном: не интересуем мы государство, от этого и все проблемы. Были бы хоть сколько-нибудь приоритетной отраслью - была бы и регулируемость лучше, и прозрачность чище. Хотя почему не интересуем - загадка. Ладно мы, небольшие предприятия, но неужели такие гиганты, как Архангельск, Илим, Монди не вхожи в гос.органы на высоком уровне? А им ведь тоже должно быть выгодно, чтобы отрасль нормально регулировалась и постоянные нападки на их цены прекратились.

15.11.2010 16:37tester:) - Free

Госплан Вам не нравится... А как Вы хотели? Если у меня цены будут одинаковые с другими, да еще и зафиксированными на год, но при этом я знаю, издержки у меня меньше, но и качество у меня чуть хуже, большую отсрочку оплаты я объективно давать не могу, да и сам нахожусь далековато от основных потребителей, и т.д. и т.п.. Кто в таком случае захочет иметь со мной дело, если еще и цена будет как у всех?

15.11.2010 16:59Free

Думаю, Вы не так поняли мысль. Они же не делают одинаковые цены на всех, они просто один раз определяют, какие у конкретного предприятия будут цены, публикуют их и весь год держат. Смысл не в единообразии - это и правда уже Госпланом попахивает - а в открытости и стабильности.

15.11.2010 17:01Free - Александру Микаэляну

Поправьте меня, если я тоже понял неправильно. Но вроде же в Англии действительно о единообразии цен речи не идет.

15.11.2010 17:54tester:) - Free

Александр Микаэлян в коммент.: "При этом фиксируют они их не с потребителями, а путем совместных встреч и дискуссий". - это не ответ на Ваш вопрос? А за год при наших экономических катаклизмах столько воды утечет...

15.11.2010 19:03Александр Микаэлян

Господа - Free - совершенно правильно написал: "они просто один раз определяют, какие у конкретного предприятия будут цены, публикуют их и весь год держат" И еще один мой комментарий - если спросить у любово бизнес консультанта серьезной компании - их ответ будет один - "мы взяли у СССР самое главное - пятилетнее планирование". Только мы не смогли воспользоваться "наследием партии", а они смогли Вот и весь Госплан.В каждом из предприятий должен быть свой план))) Если спросить у менеджера любой так называемой "мультинешнл" компании в России ( Кока кола, Проктер и т.д.) на какие горизонт они отправлябт планы в свою штаб квартиру - они ответят - "минимум 3 года" Я согласен возникнет вопрос - писсимистический или оптимистический ? Отправляют оба. А еще есть - средневзвешенный

15.11.2010 19:04Александр Микаэлян

Для tester:) - а кто мешает всем нам встречаться ?)

15.11.2010 19:31Александр Микаэлян

Я готов ) Когда ?

15.11.2010 22:16wlad.

По ценам на картон и гофротару не знаю, но на яйца и зерновые в Германии постоянно действуют отраслевые онлайн биржы, обсуждения идут еженедельно.

16.11.2010 13:55tester:) - wlad.

Извините, но картон явно не биржевой товар.

16.11.2010 14:07tester:) - Александру Микаэляну

Кто против встреч? Вот только вопрос, что обсуждать и как договариваться? Судя по "бурному" обсуждению этого материала никто не готов высказываться открыто и публично по щекотливому вопросу цен. К сожалению.

17.11.2010 10:31Александр Микаэлян

картон и гофра - биржевые товары есть Хельсинская европейская биржа целлюлезы, картона, макулатуры вот ссылка - foex.fi в принципе все европейские производители ориентируються на нее

Discussion is ended

Unipack.Ru is presenting: companies units
Registered: users
We are in social networks:
Рейтинг@Mail.ru