Об упаковке - Для упаковки

У СТМ в России большой потенциал роста

22.08.2022

Комментариев: 1

Всё чаще на полках магазинов известных торговых сетей появляются продукты под собственной торговой маркой магазина (СТМ). И доля таких продуктов неуклонно растёт. Покупатели приобретают их все более охотно. Редакция портала Unipack.Ru обратилась к ведущим российским сетям розничной торговле с вопросами о роли СТМ в их работе в наши дни. Среди вопросов были следующие:

• Какова доля СТМ в ассортименте вашей сети в настоящее время?
• В каких категориях спрос на товары под СТМ наиболее высок?
• Как вы расцениваете перспективы развития СТМ?
• На какие характеристики упаковки СТМ вы обращаете первостепенное внимание?

Вот что нам рассказали представители ведущих сетей розничной торговли.

Комментарий пресс-службы розничной сети «Магнит»:

Сегодня почти каждый пятый товар в «Магните» продается под собственной торговой маркой (СТМ). Доля СТМ в продажах сети по итогам первого полугодия 2022 г. увеличилась на два процентных пункта и превысила 20%.

Основными драйверами роста продаж стали собственные бренды среднего ценового сегмента, отвечающие одному из самых актуальных покупательских запросов – рациональные покупки без компромиссов к качеству. Абсолютным бестселлером (+71% в продажах) является семейство брендов «Магнит», которое включает 650 популярных наименований: молочную продукцию, хлебобулочные изделия, бакалею, овощи и фрукты, товары для ухода и дома и другие.

Мы ожидаем дальнейшего увеличения спроса на СТМ-продукцию и роста ее привлекательности на фоне целенаправленных усилий компании по выстраиванию лояльности к СТМ-брендам, стремлении покупателей к рациональным тратам, снижении активности ряда международных брендов на рынке.

Требования к качеству продукции СТМ и упаковке разрабатываются задолго до того, как товары попадут на полку. Мы детально работаем над дизайном упаковки, чтобы сделать ее узнаваемой и дифференцироваться от конкурентов, кроме визуального аспекта она должна содержать всю необходимую по законодательству информацию для покупателей и обеспечивать сохранение высоких потребительских свойств продукции. Кроме того, сейчас все большее внимание компания и покупатели уделяют «зеленой» повестке, повышению качества жизни и снижению воздействия на окружающую среду. «Магнит» следует этим принципам в соответствии с принятой Стратегией устойчивого развития компании до 2025 г. Так, в 2021 г. доля перерабатываемой упаковки СТМ достигла 25%, а перерабатываемой упаковки собственных производств – 30%.

Елена Савченко, директор департамента СТМ АШАН Ритейл Россия:

В ассортименте АШАН представлены как локальные марки российского производства, так и импортные – всего 18 брендов и более 5000 SKU (единиц товара). К локальным маркам относятся товары под брендами «Каждый день», товары «Красная птица» (средний ценовой сегмент) и «Золотая птица» (премиум-сегмент), к импортным – «Actuel», «Garden Star», «Cosmia» и другие. Помимо этого, мы развиваем программу «Ответственное партнерство», в рамках которой выпускаем фермерскую продукцию под собственной торговой маркой в среднем и премиальном сегментах. Это программа партнерства АШАН Ритейл Россия с рядом российских поставщиков. Она гарантирует полную прослеживаемость на каждом этапе производства продукта «от поля до прилавка». При этом АШАН предлагает премиальное качество по конкурентной цене. Также торговая сеть работает над расширением линейки товаров СТМ, которые отвечают специфическим потребностям клиентов: био-, веганские товары, продукция без глютена/сахара/лактозы. На сегодняшний день общая доля товаров СТМ в АШАН составляет порядка 23%. Как дискаунтер, торговая сеть сохраняет баланс между брендами и СТМ, чтобы у клиента всегда был широкий выбор товаров.

Исходя из статистики АШАН, наиболее популярные продовольственные СТМ – это бакалея с длительным сроком годности (масло, крупы, макароны, консервация), кулинария, молоко стерилизованное, хлеб, вода и соки. В сегменте свежих продуктов высокая доля продаж у мяса, произведенного на собственном заводе в Тамбове, – 60%, и у мяса птицы – более 30%. Лидеры непродовольственного сектора – товары повседневного спроса, в частности, туалетная бумага, влажные салфетки и продукция в категории «Гигиена и здоровье ребенка». Также пользуются спросом текстиль для дома, посуда и домашняя утварь.

Компания АШАН Ритейл Россия активно развивает собственное производство и планомерно увеличивает количество товаров СТМ. Стоит отметить, что собственная торговая марка уже вышла за рамки концепции товаров исключительно низкой ценовой категории и активно развивается как в среднем, так и в премиальном сегментах. В целом увеличение доли СТМ – яркая тенденция последних лет на рынке.

АШАН ставит перед собой задачу использовать упаковку из компостируемого и перерабатываемого материала. При выборе упаковки из пластика преимущество отдается материалам без ПВХ, ПСЭ и технического углерода. Мы стремимся к сокращению использования пластика во всей цепочке создания товара и готовы рассматривать альтернативные способы упаковки и транспортировки товара от поставщика. А некоторые непродовольственные товары СТМ, такие как постельное белье, халаты под марками «Каждый день» и «Actuel» продаются исключительно в бумажной упаковке.

Комментарий пресс-службы METRO:

Товары собственных торговых марок занимают 15% в ассортименте торговых центров METRO. Прежде всего они ориентированы на профессиональных клиентов, которые ценят качество, цену и формат большой упаковки. Самый высокий спрос наблюдается на товары следующих категорий: бакалея, замороженные и молочные продукты, фрукты и овощи, непродовольственные товары. При этом каждый клиент сети может пользоваться товарами для профессионалов на своей кухне.

Разрабатывая упаковку для нового товара, в первую очередь мы обращаем внимание на ее состав с точки зрения влияния на экологию и формат. При производстве, конечно, немаловажным фактором является стоимость.

СТМ в России имеет большой потенциал для роста практически во всех категориях. Особенно это актуально сейчас, когда продукты многих известных брендов перестали поставляться на российский рынок.

Ксения Лаврова, Лидер клиентского пути ВкусВилла:

«ВкусВилл» – это бренд, более 97% продукции в наших магазинах представлено под CTM. Весь наш ассортимент – это различные категории товаров под собственным брендом, наши категории-драйверы: кулинария, фрукты-овощи и молочная продукция.

В ассортименте есть малая доля продуктов под торговой маркой производителя. Как правило, это продукты, где технически сложно разместить другую этикетку. Например, рыбные консервы, которые после вылова закатываются сразу же на рыболовецком корабле и полностью нас устраивают по качеству. Без упаковки СТМ представлена также продукция по тестовой программе для новых поставщиков, чтобы оценить интерес покупателей к продукту, а также в категории «Супермаркет» (раздел, доступный только онлайн, в котором покупатели могут приобрести товары популярных брендов).

Вся продукция под брендом «ВкусВилл» соответствует нашей концепции по качеству и ожиданиям покупателей, в основе которой чистый и честный состав, отсутствие искусственных красителей, ароматизаторов, консервантов, улучшителей и других добавок. Перед тем как попасть к нам на полку, все продукты проходят проверку состава и безопасности. Для этого мы сотрудничаем с десятками пищевых институтов и аккредитованных лабораторий, а также проводим свои исследования в собственной лаборатории ВкусВилла. Мы контролируем качество продукции на всех этапах: до ввода в сеть, во время каждой поставки, на складе, в магазине и по обращению покупателей. По системе качества ВкусВилла проверяется более 100 различных показателей. Исходя из нашей цели – делать вкусные и натуральные продукты для здорового питания, нам очень важно контролировать вкус продукта, опираясь на постоянные дегустации и обратную связь от наших покупателей. В мобильном приложении покупатели ставят оценки выбранным продуктам. Если рейтинг товара снизился, он проходит несколько этапов проверок и может быть выведен из ассортимента.

Зачастую наш подход меняет продукты с точки зрения массового восприятия. Например, колбаса, которая продается во ВкусВилле, – серого цвета, цвета вареного мяса. И это правильный цвет для натуральной колбасы, а не розовый, к которому привыкли многие покупатели.

Главная задача упаковки товаров «ВкусВилл» – быть информативной для покупателя, а не яркой и кричащей, ведь на полках нет конкуренции брендов. Самое главное для нашего покупателя – честный и чистый состав. Покупатель, принимая решения о покупке, прежде читает эту информацию, которая обязательно должна быть отражена на всех упаковках товаров «ВкусВилл». Мы всегда подробно расшифровываем все компоненты, которые есть в составе продукта. Если на этикетке указана сметана или творожный сыр в десерте, мы всегда подробно распишем, из чего они сделаны. Из-за этого информация о составе товаров часто выглядят объёмной, но лишь потому, что мы хотим делиться полной информацией. Кроме того, на всех упаковках CTM есть единый номер горячей линии ВкусВилла и почта для обратной связи. Все запросы обрабатывают сотрудники ВкусВилла, сегодня число специалистов по обратной связи больше 600 человек. Мы даём покупателям возможность влиять на сервис, ассортимент и качество продуктов.

Мы отмечаем рост спроса и интерес покупателей к CTM, эффективность нашего подхода и развиваемся, чтобы сделать полезные продукты для здорового питания доступными каждому. По данным исследовательской компании GfK, «ВкусВилл» характеризуется высокой лояльностью покупателей и входит в ТОП-5 продуктовых брендов, которые покупают чаще всего в Москве и Московской области.

Комментарий пресс-службы X5 Group:

По итогам 2021 года доля собственных торговых марок (СТМ) в выручке торговой сети «Пятёрочка» составляла 20,8%, в выручке торговой сети «Перекрёсток» - 15,2%. Количество собственных торговых марок сетей «Пятёрочка» и «Перекрёсток» составляет в настоящее время порядка 90, продукция СТМ представлена в различных категориях, включая кондитерские изделия, молочную продукцию, напитки, товары для дома.

В настоящее время мы отмечаем рост интереса покупателей к СТМ. Этому способствует не только ценовая доступность данной продукции, но и качество, которое не уступает брендированной продукции. Кроме того, производство СТМ - это также способ сохранения присутствия на российском рынке международных производителей. Поэтому мы заинтересованы в развитии своего портфеля СТМ и готовы к новым партнёрствам в данной сфере.

Екатерина Нечаева, начальник отдела по развитию собственных торговых марок "Макси ритейл":

Доля СТМ за 2021 г. у нас составила 3,8%. К концу 2022 г. планируем достичь 4%, а к 2024 г. нарастить долю до 6%.

Традиционно высокий спрос на СТМ наблюдается в следующих категориях: консервация, бакалея, заправки, кондитерские изделия, ватно-бумажная продукция, безалкогольные напитки.

Мы видим большие перспективы развития СТМ, так как среди покупателей постоянно растёт тенденция к экономии при покупках товаров повседневного спроса (FMCG). Снижается приверженность покупателей к брендам, люди не готовы переплачивать за имя, предпочитают платить исключительно за сам продукт. Стирается грань между брендозависимостью категории и сложностью входа СТМ в эту категорию. Мы наблюдаем рост числа первичных и вторичных покупок в категории бытовой химии, гигиенических товаров, безалкогольных напитков.

При выборе упаковки СТМ обращаем внимание на безусловное соблюдение необходимых барьерных свойств (где это необходимо), на плотность упаковочного материала, на его соответствие последним тенденциям в упаковке, удобство и привлекательность для потребителя. И, конечно же, всегда стараемся соблюдать золотую середину между себестоимостью товара СТМ и внешним видом. Если производитель предлагает нам привлекательный упаковочный материал, но его минимальная производственная партия для нас очень большая, мы будем искать альтернативный вариант упаковки.


Подписывайтесь на наши новости в соцсетях и рассылке Unipack.Ru:


Делитесь нашими публикациями в ваших соцсетях:


Авторы:  Бредис Михаил, Главный редактор Unipack.Ru
Савин Олег, Руководитель информационного отдела Unipack.Ru

Источник: Unipack.Ru

Версия для печатиВсе интервьюДобавить интервьюПодписка на рассылку

Читайте по теме:

Все производители и поставщики продукции

Комментарии

22.08.2022 11:41Николаев А.

Беру СТМы у многих ретейлеров. Есть очень хорошие линейки, да и цена немаловажный аргумент

Обсуждение окончено

На портале представлено: предприятий видов продукции и оборудования
Зарегистрировано: пользователей
Мы в соцсетях:
Рейтинг@Mail.ru