Об упаковке - Для упаковки

Петр Шелищ: "Потребитель заплатил именно за то количество товара, которое указано в маркировке, если получил меньше, значит, его обманули"

31.08.2020

На днях стали известны результаты проверки геометрических параметров алюминиевой фольги в рулонах, которую Союз потребителей Российской Федерации провел по инициативе Алюминиевой Ассоциации. Как выяснилось, заявленные производителями характеристики далеко не всегда соответствуют реальным размерам фольги, продаваемой в супермаркетах. О первом в российской практике исследовании и важности его выводов для простых потребителей рассказывает Петр Шелищ, председатель Союза потребителей Российской Федерации.

Недавно Союз потребителей Российской Федерации провел проверку геометрических параметров алюминиевой фольги в рулонах из супермаркетов. Зачем проводятся такого рода исследования? В чем состоит их важность для рядовых потребителей?

Российское законодательство наделяет общественные объединения потребителей правом проводить независимую экспертизу качества товаров и соответствия их потребительских свойств информации, заявленной изготовителями, а также осуществлять общественный контроль соблюдения прав потребителей и направлять в орган госнадзора сведения о выявленных нарушениях. Такая деятельность находится и в ведении региональных обществ защиты потребителей – членов нашего союза.

Фото: Администрация Санкт-Петербурга

Союз потребителей также проводит сравнительные исследования потребительской ценности товаров на базе Центра независимой потребительской экспертизы (ЦНПЭ), созданного почти 30 лет назад, в это направление вписалась и проверка фольги.

У Ассоциации возникли сомнения, как оказалось впоследствии, весьма обоснованные. Они связаны с тем, что некоторые изготовители грешат «недовложением» фольги. Потребителю вряд ли придет в голову проверять длину и ширину рулона или фольги, для чего нужен специальный прибор. А между тем, потребитель заплатил именно за то количество товара, которое указано в маркировке, и если получил меньше, значит, его обманули. Разумеется, ввиду технологических особенностей производства этой продукции нормативной документацией (ГОСТ 32582-2013 «Фольга алюминиевая гладкая бытового назначения в рулонах для упаковки пищевых продуктов. Технические условия») предусмотрены допуска по отклонению от фактических параметров. Например, по длине +-5%, т.е., если на упаковке фольги указано 10 м, то она может быть от 9,5 до 10,5 м.

Если выходит за пределы допусков – это наказуемо в административном и даже в уголовном порядке. Поэтому предложение мы сочли интересным и с удовольствием провели такое исследование – первое в российской практике.

Как проводилась проверка, кто вошел в пул экспертов, в каких лабораториях и с помощью каких инструментов осуществлялось исследование?

В исследовании, состоявшем из нескольких этапов, участвовали 33 наименования алюминиевой фольги бытового назначения по три образца каждого с различной заявленной толщиной и шириной не более 440 мм.

Для проведения оценки соответствия была осуществлена выборочная закупка алюминиевой фольги в торговых магазинах Москвы и Санкт-Петербурга. Необходимо отметить, что закупка и все процессы оформления велись в соответствии со стандартом, специально разработанным для целей потребительских испытаний – ГОСТ Р 58185-2018 «Закупка образцов для проведения потребительских испытаний продукции. Руководство по добросовестной практике». Затем обезличенные и зашифрованные образцы отправились в независимую аккредитованную испытательную лабораторию. Закупки образцов проводили сотрудники Центра независимой потребительской экспертизы (ЦНПЭ), имеющие большой опыт такой работы, а измерения осуществлялись в соответствии с межгосударственными стандартами на базе лаборатории ФБУ «Тест-С.-Петербург» – регионального центра Росстандарта.

По результатам исследования были направлены письма тем производителям, чьи образцы не соответствуют заявленным параметрам, а также сетевым ритейлерам, в Роспотребнадзор для принятия мер по предотвращению введения потребителей в заблуждение и недобросовестной конкуренции. Стоит отметить, что лишь 18 из 33 наименований алюминиевой фольги отвечают всем заявленным параметрам. Важно также обратить внимание, что в восьми случаях на упаковке не указывалась информация о толщине фольги. Очевидно, что толщина является показателем одного из основных потребительских свойств фольги – ее прочности. В конечном итоге это приводит к невозможности получения потребителями полной информации о приобретаемых ими товарах и не обеспечивает возможность их правильного выбора.

Проверка геометрических параметров алюминиевой фольги – первый опыт взаимодействия СПРФ и Алюминиевой Ассоциации. Расскажите, пожалуйста, о Ваших впечатлениях от работы с Ассоциацией.

Наше взаимодействие было осложнено коронавирусом, из-за которого был ограничен режим работы многих организаций. Однако мы преодолели все трудности и, надеюсь, заложили основу для долгосрочного сотрудничества в области защиты потребителей от обмана, а честных производителей – от недобросовестной конкуренции. Изделия алюминиевой отрасли не исчерпывается фольгой в рулонах, есть и другая массовая продукция для потребителей: кухонная посуда, колесные диски для автомобилей... Так что надеемся на продолжение.

Каковы основные направления деятельности Союза потребителей Российской Федерации?

Основные направления нашей работы – представление и продвижение интересов российских потребителей перед федеральными органами власти и поддержка наших членов – региональных объединений потребителей. С деятельностью организации можно ознакомиться, зайдя на сайт СПРФ, где также размещены книги для потребителей о том, как защитить свои права и избежать их нарушения.

Союз занимается чрезвычайно важным общественно полезным делом. Значит ли это, что вашей деятельности всегда, и везде оказывают поддержку?

Активная работа никогда и нигде не бывает беспроблемной. У нас хватает проблем и непонимания важности того, чем мы занимаемся. Однако мы существуем уже 30 лет и закрываться не собираемся, что говорит само за себя. Много ли вы знаете общественных организаций, тем более общероссийских, со столь длительной историей?

За кем обычно инициатива проведения исследования параметров того или иного продукта – за СПРФ, отдельным потребителем или сообществом потребителей, отраслевой ассоциацией, как, например, в случае с проверкой геометрических параметров алюминиевой фольги в рулонах?

Обычно такие проекты становятся результатом нашего взаимодействия с отраслевыми ассоциациями, и тут уже неважно, кто первый сказал «есть проблема, давайте обсудим». Главное, что получилось в итоге. В данном случае мы результатами удовлетворены, надеемся, что и Ассоциация тоже.

Интервью подготовлено Алюминиевой Ассоциацией


Подписывайтесь на наши новости в соцсетях и рассылке Unipack.Ru:


Делитесь нашими публикациями в ваших соцсетях:

Источник: Unipack.Ru

Версия для печатиВсе интервьюДобавить интервьюПодписка на рассылку

Читайте по теме:

Все производители и поставщики продукции

На портале представлено: предприятий видов продукции и оборудования
Зарегистрировано: пользователей
Мы в соцсетях:
Рейтинг@Mail.ru