Об упаковке - Для упаковки

Останется ли уникальный Музей упаковки бездомным?

12.08.2019

Комментариев: 1

В 1999 г. в самом центре Москвы, в одном из залов Политехнического музея по инициативе журнала «Тара и упаковка» открылся Музей упаковки. Скоро он стал очень популярным не только у студентов новых «рыночных» специальностей и специализаций, но и у дизайнеров, маркетологов, предпринимателей из самых разных отраслей экономики. К сожалению, в конце 2010 г. Политехнический музей был закрыт на долгосрочную реконструкцию. И уникальный Музей упаковки оказался «без крыши»… Предлагаем вниманию читателей беседу с руководителем музея и директором и главным редактором журнала «Тара и упаковка» Игорем Смиренным о судьбе необычного музея.

История упаковки насчитывает немало лет. Каким образом старинные образцы тары и упаковки могут сохраниться и попасть в музей, ведь особенность тары и упаковки состоит в том, что её обычно просто выбрасывают?

Действительно, история упаковки тесно связана с историей человечества. Первые праупаковки – листья и кору деревьев, шкуры животных, глину – использовали ещё первобытные люди. С развитием товарообмена, а потом торговли, происходило и развитие упаковки. Сегодня, в условиях реальной рыночной экономики, упаковка во всем мире считается её главным инструментом, главной движущей силой.

В СССР, в условиях планово-распределительной экономики и отсутствия конкуренции упаковка практически полностью утратила свое рыночное значение. В течение многих десятилетий упаковка ассоциировалась с ненужным мусором. В результате многие упаковки действительно стали весьма редкими артефактами.

И всё же, некоторые из них сохранились – случайно или благодаря коллекционерам. Для специалистов любая упаковка или этикетка – это материальный исторический документ, который может многое рассказать о том времени, в которое он был выпущен.

Какие цели и задачи ставилась при создании Музея упаковки?

Задач у нашего Музея несколько. Во второй половине 90-х гг. ХХ в. в России впервые (!) в системе высшего образования была введена новая специальность «Технологии и дизайн упаковочного производства», а на кафедрах дизайна и промышленной графики университетов и колледжей появилась новая специализация – дизайн упаковки. Но дело в том, что в предыдущие годы в стране не был создано систематического образования в этой сфере, отсутствовала образовательная база. В стране не было образовательных программ, учебников, справочников, не было квалифицированных преподавателей. А ведь упаковка в условиях реальной рыночной экономики охватывает очень широкий круг вопросов, связанных жизнью человека – это и сырьевая база, и производство безопасных упаковочных материалов и изделий, и дизайн, и торговля (включая экспорт), и экология – утилизация упаковочных отходов. Поэтому главная задача Музея упаковки – просветительство и образование.

Поскольку упаковка считается инструментом рыночной экономики, сохранившиеся образцы упаковки разных исторических эпох, можно считать артефактами, демонстрирующими развитие мировой и национальной экономики. В этой связи история упаковки в России и в СССР – вообще уникальна! Восстановить её – вот одна из задач Музея.

Музей остро необходим современным дизайнерам и предпринимателям. Дело в том, что в XIX – начале ХХ вв. российскими художниками и предпринимателями был создан «русский стиль» оформления упаковки, который был известен во многих странах Европы, Азии и даже Америки. После 1917 г. он был полностью утерян.

В 50 – 80 гг. ХХ в. в СССР художниками комбината «Союзпродоформление» был создан «советский стиль» оформления упаковки, который был известен на «1/6 части суши» и в странах социалистического лагеря. Но, увы, всего лишь несколько самых ярких советских брендов нам известны сегодня. И «советский стиль» оформления упаковки в 1990-е годы также был утерян. Таким образом, на мой взгляд, полностью утеряны национальные особенности российской упаковки. Царствует прозападная эклектика, при которой эффективную экспортную политику не построишь. Поэтому ещё одна цель создания и работы Музея – найти и восстановить национальные особенности российской упаковки.

Как сформировалась экспозиция музея? Насколько она велика? Чем может гордиться коллекция ваших экспонатов?

Собирать коллекции образцов упаковок и этикеток мы начали одновременно с выпуском журнала «Тара и упаковка» в начале 1990-х гг. Я всегда был связан с миром коллекционеров, собирал марки, банкноты… Тогда коллекционеры мало внимания обращали на упаковку (впрочем, как и все в стране). Были, конечно, собиратели спичечных или винно-водочных этикеток. Огромную лепту в формирование коллекций, собираемых сотрудниками редакции, и создание Музея внес старейший преподаватель «Строгановки» – покойный Борис Николаевич Рахманинов. В формировании коллекций нам помогали и художники-оформители комбината «Союзпродоформление», существовавшего в СССР в 1950 – 80-е гг.… Собирать экспонаты Музея, конечно, помогали и коллекционеры.

Кстати, советские и постсоветские музеи образцы упаковок и этикеток не считали артефактами, достойными экспонирования, не обращали на них внимания… Наверное, по этим причинам нам удалось собрать очень интересные коллекции. Ведь, по сути, мы были первыми, кто начал собирать образцы упаковок и этикеток комплексно. И эти коллекции постоянно пополнялись и пополняются в настоящее время. Начиная с середины 1990-х гг. наш журнал совместно с партнёрами ежегодно организует и проводит конкурсы на лучшую упаковку и этикетку. Так вот, упаковки и этикетки – победители этих конкурсов – попадают в запасники, в архивы нашего Музея.

В результате собраны тысячи образцов упаковок и этикеток. И, конечно, гордостью, и я бы сказал, изюминкой коллекции, являются упаковки и этикетки, созданные известными русскими художниками в XIX – начале ХХ в. В то время над их созданием, например, работали братья Васнецовы, И. Билибин, М. Врубель, К. Малевич и др. Огромный интерес представляют образцы упаковок и этикеток, созданных и в первые годы советской власти, например, в рамках треста «МОССЕЛЬПРОМ» или парфюмерно-косметического треста «ТЭЖЭ» (А. Родченко, В. Маяковский и др.).

Например, лишь недавно я узнал, что хорошо известный в СССР флакон для одеколона «Северный», в виде айсберга с белым медведем на крышке, был создан Казимиром Малевичем!

В чём состоит деятельность музея в настоящее время?

Начав в 1990 г. издание журнала «Тара и упаковка», мы выбрали комплексный подход к развитию инфраструктуры новой для российской экономики отрасли. Этот подход включал создание некоммерческого объединения (ассоциации) предприятий упаковочной индустрии, развитие образования, создание и проведение национальных, а позднее – международных конкурсов, организацию коллективных стендов российских производителей упаковок и этикеток на отечественных и зарубежных выставках. Такой подход включал и создание Музея упаковки…

Развитие этой идеи было заложено в самом начале 1990-х гг. в рубрике журнала «Домашний музей». В ней мы рассказывали читателям об истории упаковочного бизнеса, об изобретении (и изобретателях) тех или иных упаковочных материалов и упаковочных изделий, о художниках и дизайнерах, оформлявших упаковочную и этикеточную продукцию в разные исторические эпохи.

Одновременно мы постоянно собираем и формируем библиотеку специальной исторической литературы. На базе архивных документов и экспонатов Музея мы подготовили и издали ряд монографий, связанных с историей упаковки и этикетки, например альбомы «Пиво Российской империи», «Два века русской этикетки», «Москва на упаковках и этикетках». Готовим к изданию другие иллюстрированные альбомы.

С середины 1990-х гг. журнал «Тара и упаковка» использует экспонаты Музея для организации и проведения образовательных и просветительских некоммерческих выставок. Мы тесно работаем с несколькими московскими и региональными музеями. В прошлом году мы организовали выставку «Французские парфюмеры в России» совместно с Московским государственным музеем-заповедником. А в этом году провели две: «История России в зеркале рекламы» (совместно с Ассоциацией рекламистов) – в одном из залов московского Музея истории современной России (бывший Музей революции) и «Русские парфюмеры в России в XIX – начале ХХ вв.» – в выставочном зале Переславского музея-заповедника (г. Переславль-Залесский). Пару лет назад я представлял уникальную коллекцию этикеток для русской водки XIX – начала ХХ в. в русском павильоне на фестивале дизайна во Флоренции (Италия).

Как получилось, что нужный и полезный музей сделался «бездомным»?

После того, как в конце 2010 г. Политехнический музей закрылся на длительную реконструкцию, его новому руководству Музей упаковки показался ненужным. Так мы оказались «на улице». Уже несколько лет уникальные экспонаты, столь необходимые российским студентам, дизайнерам, маркетологам, предпринимателям, товароведам, экспортерам, экологам, в упакованном виде хранятся в помещении редакции журнала «Тара и упаковка»…

Дело в том, что в современной России упаковочная отрасль, как важнейшая часть национальной экономики, официально не признана и, к тому же, слабо консолидирована. А значит, нам приходится рассчитывать лишь на крупных производителей упаковочной продукции да на меценатов, заинтересованных в развитии инфраструктуры упаковочной индустрии, в развитии оформления упаковки и этикеток как прикладного искусства.

Как Музей выживает в непростое время? В чём Вы видите выход из сложившей ситуации?

Мы довольно тесно работаем со многими университетами и колледжами России, в которых в конце 1990-х гг. появилась новая специальность – «Технологии и дизайн упаковки». С 1995 г. ежегодно организуем и проводим международный студенческий конкурс на лучший дизайн упаковки «Заводной апельсин». По сути, образцы упаковок, представляемых молодыми, а точнее сказать, будущими дизайнерами и технологами упаковочного производства, – это некий креатив, упаковки недалекого будущего. При этом сразу несколько университетов Москвы выразили желание «приютить» Музей упаковки. Так родилась идея наряду с основным, создать образовательный филиал Музея упаковки при одном из университетов.

В результате, в 2017 г. мы создали научно-образовательный и выставочный центр «Технологии и дизайн упаковки» при одном из университетов Москвы. Его поддерживают некоторые предприятия отрасли. В частности, помогают издательско-консультационная фирма «Развитие», ГП «ГОТЭК», компания «Юнипулинг» и др. В его экспозиции – лишь немного истории, а в основном демонстрируются современные образцы упаковки и этикеток и, конечно, технологии их производства.

Здесь, в частности, Набережночелнинский картонно-бумажный комбинат им. С. П. Титова хорошо помог: собрана уникальная коллекция скульптур из гофрокартона. Здесь мы проводим для студентов и школьников (будущих абитуриентов) экскурсии, семинары, мастер-классы, читаем лекции.

Уже несколько лет ведутся переговоры с несколькими музеями о включении в их экспозицию Музея упаковки. Лишь недавно достигнута договоренность о создании (а точнее, о возобновлении работы) Музея упаковки на территории Конгрессно-выставочного центра «Сокольники». В начале сентября здесь впервые пройдет выставка «Частные музеи России. Самородки России», на которой будет представлен наш Музей упаковки. Надеемся, состоится его презентация как составной части Конгрессно-выставочного центра «Сокольники».

Все публикации компанииИнформация о компании

Источник: Unipack.Ru

Версия для печатиВсе интервьюДобавить интервьюПодписка на рассылку

Читайте по теме:

Все производители и поставщики продукции

Комментарии

13.08.2019 11:44Олег

Удачи Игорю Николаевичу в его непростом деле!

Обсуждение окончено

На портале представлено: предприятий видов продукции и оборудования
Зарегистрировано: пользователей
Мы в соцсетях:
Рейтинг@Mail.ru