Об упаковкеДля упаковки

Пищевое машиностроение в России имеет явные успехи

30.10.2017

Так считает председатель совета директоров Тульского молочного комбината Александр Ширинкин. На этом предприятии современное оборудование, введена система логистики, которая позволяет руководству знать «судьбу» каждого литра молока, поступившего на производство, и проследить за применением каждого болта, купленного на ремонтные нужды. Редакция отраслевого портала Unipack.Ru предлагает вниманию читателей беседу с Александром Ширинкиным о современном оборудовании, об отношениях между его производителями и потребителями, об особенностях оснащения и переоснащения пищевых производств. И повод для беседы был подходящий – встреча на недавно прошедшей выставке «Агропродмаш 2017» в Москве.

Сегодня довольно часто приходится сталкиваться с мнением о технической отсталости наших российских предприятий. Вы считаете, это справедливое утверждение?

Существует мнение, особенно, среди тех, кто не связан с реальным производством, что технологическое развитие отечественных предприятий находится на низком уровне, его оснащение слабое. Но это не так, а если брать в перспективе, то ресурс развития огромен. Речь идёт не только о технологиях, так сказать, в обычном, «старом» понимании. Информационные технологии или, как последнее время их стали называть, цифровые технологии, все более и более стали проникать в производство.

Если еще лет 10 назад что-то включалось, выключалось и регулировалось нажатием кнопки на пульте, а, допустим, работа пастеризатора с погрешностью ±5º почиталась за счастье, то сейчас автоматизация производственных процессов на большинстве российских предприятий достигла уровня типичного западного производства.

Что касается цифровых технологий, тут пока хуже. Но надо учесть, что конкурировать можно тогда, когда информация архивируется, имеется возможность дать оценку происходящим и прошедшим событиям за любой период времени. Информационные системы позволяют интегрировать разные уровни, модули, процессы на единой заводской платформе, что даёт возможность формировать отчеты с мест установки приборов измерения: расход, температура, время, давление и т. п. Одна из важнейших функций в том, что исключена ошибка персонала, возможность подтасовки каких-то показателей. В такой интегрированной системе легко обеспечивается прослеживаемость, о которой так много сейчас говорят. Сохранение данных о принятом сырье, о процессах, используемых материалах, компонентах возможно, пока хранится носитель. Отслеживаемость позволяет бизнесу защитить себя при возникновении каких-либо споров. Все это позволяет уменьшить влияние человеческого фактора, и понять, какие мы можем получить экономические итоги. Вот это и определяет необходимость внедрения информационных технологий.

Технологическое развитие и конкурентное преимущество можно получить, если к процессу внедрения новых технологий и переоснащения предприятия подходить концептуально, если не в полных масштабах предприятия, то приближаясь к ним. Если же просто менять одну единицу техники на другую, пусть и с лучшими характеристиками, вряд ли можно достичь высокой эффективности. Задумываясь о реальной конкуренции, о перспективах на несколько лет вперед, надо решать вопросы концептуально, модернизируя и технологию, и управление совместно, желательно и инфраструктурное обеспечение. Считаю, что именно подход «все надо начинать с нуля» обеспечил нашему предприятию свободное плавание в конкурентной среде. При таком подходе вероятность получения экономических эффектов (роста производительности труда, снижения затрат на единицу продукции) возрастает значительно. А скорее всего, вы всегда получите эффект, пусть и затратите на модернизацию больше времени.

Проведя на нашем предприятии концептуальную модернизацию в 2007-2009 гг., мы получили заметный экономический эффект. Так, в себестоимости продукции энергетические затраты составляют не более 2%, а доля зарплаты (при том, что она достигает в среднем 45 тыс. руб.) – не более 8%. В результате продукция предприятия успешно соперничает с товарами конкурентов.

Проводя модернизацию, вы должны понимать, какой и в чем вы хотите получить эффект. Мы никогда не начинаем преобразования с решения финансового вопроса. Для любого проекта, который входит в планы комбината, будь это основное или вспомогательное производство, мы создаем команду. Эта команда, по сути, и является заказчиком. Члены команды втягиваются в процесс, и после того, как они начинают общаться с разными компаниями, у них появляется компетенция. В результате мы набираем информацию, мы понимаем технологические особенности, которые существуют, все опциональные возможности, предлагаемые поставщиками. Собранную информацию мы начинаем сортировать: это нам нужно, то не нужно. Отобрав то, что подходит, еще раз проверяем всю выстроенную нужную нам цепочку. Только придя к чему-то конкретному, начинаем решать вопросы с финансированием. Но только после выбора компании-поставщика или производителя. Все равно, у техники каждого из них есть какие-то отличия. Особенно в упаковочном оборудовании.

Несколько лет назад Вы говорили, что легче работать с зарубежными компаниями, чем нашими. А сегодня легче ли стало сотрудничать с отечественными фирмами?

Легче. В процессинге (профессиональный сленг: аппаратура технологических процессов и связь между ними), я считаю, сегодня с западными компаниями «заморачиваться» не стоит. Особенно тем, кто начинает.

А каково качество наших машин и аппаратов? Год-два назад, я заметил, что в отношении отечественного оборудования стоит говорить не об импортозамещении, а о прямой конкуренции с зарубежным. Так ли это?

Несомненно. И улучшение характеристик есть, и конкуренция налицо. Даже если сравнивать с тем, что предлагалось лет 10 назад, прогресс очевиден. А если брать то, на чем приходилось работать 40 лет назад, то даже выражение «небо и земля» не подойдет.

Но ведь комплектующая «начинка» нашей техники почти сплошь иностранная. Ладно бы изготавливали у нас под их маркой. Но вот, когда спрашиваешь у представителя зарубежной фирмы, есть ли у них производство в России? Оказывается, нет, только склады. Согласитесь, обидно, когда в давние времена на каждом подшипнике качения было написано «сделано в СССР», т. е. любой из них был готов отправиться на экспорт. Мы снабжали ими если не полмира, то треть точно, а сейчас получаем из Китая.

Конечно, обидно за такие потери. Но, с другой стороны, есть множество стран, выпускающих хорошую технику, но вся электронная, электрическая и пневматическая и прочая комплектация в ней импортная. Надо принимать такое положение, как есть. И ведь все равно, мы свое потихоньку возвращаем. Так ведь?

С другой стороны, когда еще лет 15 назад они открыли нам ворота к своей технике, мы вообще были, как первобытные люди. В разговорах с западными компаниями мы слушали их, открыв рот. Так ведь надо было за эти годы их догнать. А сейчас наши специалисты общаются с представителями компаний из Европы так же, как и с российскими. Компетенция наших сотрудников высокая, и мы вправе задавать то направление в технике, которое прагматично для нас.

Вопрос от потребителя: Как Вы считаете, почему в последнее время так выросли цены на молочную продукцию?

В первую очередь, это дефицит сырья. Но это сегодня не главное. По сырью на текущий момент, я считаю, баланс по спросу и предложению абсолютно нормальный. Даже иногда сырого молока предлагается немного больше, чем востребовано. Причины вижу в разнице между спросом и предложением, в хорошем понимании. Вторая причина: управленческие решения. Под этим я понимаю эффективность производства как в сельском хозяйстве, так и на молочных заводах.

Эти вопросы мало когда обсуждаются, но я считаю, что лучшие в практике сельхозпредприятия должны получать развитие, должны получать импульсы, и их показатели должны стать всеобщим ориентиром. Почему у одного даже во вновь построенной ферме себестоимость молока, допустим, 23-24 рубля, а у другого, тоже в новой ферме, 30 рублей? Когда молочный завод, вот мы, в частности, платит, учитывая жирность и белок, цену на уровне 29 рублей за физический килограмм молока, и они еще субсидию получают от 2 до 3 рублей от регионов. Считаю, что цена и государственная поддержка для молочных хозяйств достаточно адекватны. Но селяне привыкли «плакать», как им плохо. Все подряд.

Хотя сейчас тренд эффективных хозяйств уже есть. И те, кто вкладывается в регионах, открывает каждый год по молочной ферме. Если там плохо совсем, никто бы денег не тратил. Эффективные менеджеры растут и появляются. Но их не так уж и много.

Самой большой проблемой, которую стоит поставить на первое место, является подготовленность кадров. Везде: что в сельском хозяйстве, что в перерабатывающих отраслях. Целевая подготовка сейчас идет в основном через семинарские школы, которые созданы частными компаниями. Чаще всего, именно там проводится повышение квалификации. Но это повышение не всегда объективно, оно направлено на использование в дальнейшей работе каких-то компонентов или техники определенного производителя.

Если коротко, то первое – это управление, иначе себестоимость. Второе – это недостаток молока. Вот если в прошлом году подняли цены на сырое молоко, соответственно, выросли цены на готовую продукцию, то сейчас спрос и предложение соответствуют, и я не ожидаю, что в эту зиму цены на молочную продукцию будут расти. Не ожидаю. Они могут расти только там, где неэффективные предприятия. Мы на нашем комбинате повышать цены не намерены.

Семь лет назад при встрече на выставке Вы жаловались, что долгое время не можете решить проблему с фасованием зерненого творога. Решили?

Конечно, давно уже. Эту историю я могу вам рассказать. Зерненый творог мы запустили первыми в России. Позже, год спустя, такую продукцию стало выпускать одно из западных предприятий в Николаеве. Они, как и мы, первые 2-3 года испытывали трудности с фасовкой. Потом они для себя этот вопрос решили во Франции. Я об этом не знал, но догадывался. Продолжал искать разные варианты. Затем началось активное производство в Воронеже, Рязани, на заводах других городов. И тут появляется еще одно предприятие в Прибалтике. Они решили эту проблему с помощью чешской компании. Узнав об этом, мы вышли на чехов. По времени решения проблемы с фасованием зерненого творога оказались где-то в середине списка производителей. А фасовочно-упаковочную линию купили у чехов.

У кого конкретно, если не секрет?

«Астро». Сейчас фасуем в пакеты. Думали в дальнейшем фасовать и в стаканы. Но потребитель стал меньше «реагировать» на продукт. И от этой идеи отказались.

Ну, а о развитии российского пищевого машиностроения что можно ещё сказать?

Оно есть. Вот эти ребята, которые выступали на молочном форуме, и не только они, свою работу по автоматизации технологических процессов делают хорошо.

По машинам? Ну, скажем, машины среднего уровня, средней производительности можно покупать. Я, может, уже немножко избалован или, скажем, максималист, но прежде всего, смотрю на импортную технику. Однако вижу также, что при ее покупке возникает переплата в полтора-два раза.

Да и не везде есть отечественная альтернатива?

Есть. Все равно есть. Практически везде. И уже можно при выборе техники разговаривать на равных что с нашими производителями, что с зарубежными.

Другое дело, хотелось бы, чтобы в отечественных машиностроительных направлениях были технологи по тем процессам, для каких они выпускают технику.

Европейцы с чего начинают? Всегда с обсуждения технологических процессов. Будь то линия розлива, или что другое: как помыть, как почистить? У нас всегда начинали раньше с «железа». И когда лет 30 назад к нам приезжали иностранцы, они начинали разговор: а где ваш технолог? А зачем мне тут нужен технолог? Механик главнее. А сейчас главный человек на пищевом предприятии – технолог. Ныне основная задача механика обслуживать технику. Конечно, при приобретении техники этот вопрос согласовывается с механиком. Но решающее слово за технологом. Такова жизнь.


Автор:  Ульянов Владимир Николаевич, Эксперт портала Unipack.Ru, бывший конструктор упаковочного оборудования

Источник: Unipack.Ru

Другие публикации в спецпроектах:


АГРОПРОДМАШ-2017

Версия для печатиВсе интервьюДобавить интервьюПодписка на рассылку

Читайте по теме:

Все производители и поставщики продукции

На портале представлено: предприятий видов продукции и оборудования
Зарегистрировано: пользователей
Мы в соцсетях:
Рейтинг@Mail.ru