Об упаковке - Для упаковки

Инициатива SAVE FOOD может добиться успеха только совместными усилиями

02.05.2017

Редакция портала Unipack.Ru предлагает вниманию читателей перевод интервью с Берндом Яблоновски (Bernd Jablonowski), директором портфолио упаковочных выставок компании Messe Düsseldorf.

Во всем мире около трети всех произведенных продуктов питания не потребляется, а выбрасывается – чудовищное разбазаривание ресурсов. Сельское хозяйство, производство пищевых продуктов, розничные продажи и потребители: вся цепочка создания добавленной стоимости несет ответственность за это расточительство.

Чтобы подчеркнуть актуальность этой глобальной проблемы и сделать акцент на ее возможных последствиях, в первый день выставки interpack этого года пройдет третий Международный конгресс SAVE FOOD. Это значит, что 4 мая 2017 г. Messe Düsseldorf вновь станет популярным местом сбора для всех тех, кто имеет отношение к цепочке создания добавленной стоимости, активно настроенной на борьбу с потерями продовольствия и на сокращение количества пищевых отходов.

В своем интервью Бернд Яблоновски, директор портфолио упаковочных выставок компании Messe Düsseldorf, говорит о той ключевой роли, которую играет инициатива SAVE FOOD, и заостряет внимание на новых решениях упаковочной отрасли.

Г-н Яблоновски, какова цель инициативы SAVE FOOD? Не могли бы вы вкратце описать смысл организации Конгресса SAVE FOOD?

Это трудно представить, но четверти ежегодно выбрасываемых 1,3 млрд тонн пищевых продуктов хватило бы, чтобы накормить голодающее население всего мира. Пищевые отходы потребителей, а также потери продуктов питания в сельском хозяйстве, при переработке и перевозке представляют собой большую и серьезную проблему на глобальном уровне. По этой причине на выставке interpack 2011 в сотрудничестве с Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций (ФАО), мы создали SAVE FOOD. С тех пор целью инициативы было способствовать решению одной из величайших проблем, стоящей перед человечеством, вести борьбу против потерь пищевых продуктов и за сокращение отходов во всем мире. Благодаря успеху и большому отклику, который получил первый конгресс на interpack, мы превратили SAVE FOOD в постоянную инициативу. Это означает, что теперь заинтересованные компании, а также отдельные лица могут присоединиться к этой борьбе. Более того, Программа Организации Объединённых Наций по окружающей среде (ЮНЕП) также включилась в борьбу на правах партнера. При этом членами инициативы SAVE FOOD являются 850 компаний, ассоциаций, исследовательских и неправительственных организаций.

Четвёртого мая, в первый день выставки interpack 2017, состоится третий Конгресс SAVE FOOD. Он даст представление о различных аспектах потерь пищевых продуктов и отходов с разных точек зрения. Докладчики с самым различным опытом представят актуальные решения, а также примеры передовых практических методов. Кроме того, благодаря своей насыщенной программе наш конгресс предоставит необходимую возможность для новых совместных действий. Такие объединения невероятно важны, поскольку в борьбе с пищевыми отходами и потерями продовольствия победить можно только совместными усилиями.

В этом году SAVE FOOD будет представлена на выставке interpack уже в третий раз. Почему Конгресс SAVE FOOD проводится в рамках ведущей отраслевой выставки сектора упаковки и сопутствующей перерабатывающей промышленности?

Мы начали переговоры с ФАО до учреждения SAVE FOOD во время подготовки к interpack 2011, поскольку были уверены в том, что ее международные контакты и знание отрасли будут идеальными для этой задачи. Ведь сектор упаковки и связанная с ним перерабатывающая отрасль могут внести огромный вклад в сокращение пищевых отходов и потерь продовольствия. В промышленно развитых западных странах, где проблема отходов особенно широко распространена, «умная» упаковка может, например, решить эту проблему благодаря использованию датчиков свежести в дополнение к сроку реализации. Однако необходимо зарегистрироваться до 4 мая, так как количество билетов ограничено. Их можно приобрести на сайте www.save-food.de/ticket. Опять-таки технологии производства и упаковки, продлевающие срок хранения пищевых продуктов, могут также позаботиться о том, чтобы как можно меньше пищевых продуктов попадало в отходы. Для борьбы с высоким уровнем потерь продовольствия в развивающихся странах необходимы соответствующие базовые решения. Из-за ограниченности инфраструктуры и нехватки (транспортной) тары значительная часть продовольствия теряется еще до того, как оно попадет к потребителям. И это часто случается, несмотря на уже очень скудные ресурсы.

Каковы основные темы мероприятия этого года и чего могут ожидать докладчики и участники?

В этом году мы проливаем свет на проблему с разных точек зрения – от местной до глобальной. Например, ФАО представит исследование, проведенное в Индии и финансируемое из отчислений в поддержку инициативы SAVE FOOD. Это исследование проанализирует ситуацию, связанную с потерями, на основе различных основных продуктов питания и уделит особое внимание методам сокращения этих потерь. Подобные исследования, изучающие все этапы цепочки создания добавленной стоимости и предлагающие решения, а также меры предотвращения потерь, являются важной предпосылкой для сокращения потерь продовольствия. Существенная проблема состоит в том, что мало известно о том, где именно возникнут и насколько значительными будут подобные потери. В этом году у нас на конгрессе в Дюссельдорфе выступят высокопоставленные политические деятели. Например, комиссар Евросоюза по вопросам здравоохранения и безопасности пищевых продуктов, Витенис Андрюкайтис (Vytenis Andriukaitis) и д-р Клаус Хайдер (Klaus Heider), руководитель отдела «Продовольственная политика, безопасность продуктов и инновации» Федерального министерства продовольствия и сельского хозяйства Германии, представят инициативу федерального правительства «Zu gut für die Tonne!» («Слишком хорошо для мусорного бака»).

Вероятно, интересной окажется презентация д-ра Праджала Прадхана (Prajal Pradhan), представляющего область исследования «Влияние климата и уязвимые стороны» Института климатических исследований Потсдама (https://www.pik-potsdam.de/institut/index_html?set_language=de). Он расскажет о проблеме влияния глобального климата, ведь потери продовольствия и пищевые отходы – это следствие неправильного использования ресурсов, влекущее за собой сопутствующие выбросы CO2. Благодаря участию немецкого режиссера и продюсера Валентина Турна (Valentin Thurn) и Селины Юул (Selina Juul), учредителя благотворительной организации «Stop Wasting Food» мы ожидаем преданных делу докладчиков. В своих лекциях они подробно расскажут о своей работе и продемонстрируют приверженность борьбе с пищевыми отходами. Программа завершится презентацией нескольких проектов, каждый из которых предназначен для использования на различных этапах цепочки создания добавленной стоимости. Например, приложения для борьбы с пищевыми отходами в системе общественного питания или методы поддержки местных фермеров в Нигерии.

Конгресс SAVE FOOD 2014 года продемонстрировал, в том числе путем использования конкретных примеров из Кении, как можно эффективно бороться с потерями продовольствия в развивающихся и пороговых странах. Что произошло с тех пор и как развивались эти проекты?

Цифра пугающая, но ежегодно выбрасывается примерно 300 000 т кенийских манго. По данным исследований, представленных на Конгрессе SAVE FOOD 2014 г., причиной потерь продовольствия являются неупакованные или слишком долго хранящиеся манго, медленная переработка и недостаточная защита при перевозке. Для противодействия этому SAVE FOOD объединилась с самостоятельно добившейся успеха кенийской компанией Azuri Health для реализации проекта манго, который предотвращает потери манго с помощью целевого использования технологий обработки и упаковки. Благодаря финансированию SAVE FOOD, а также специальным знаниям и самоотверженности наших членов, проект очень хорошо развивается и работает в направлении экспорта сушеных фруктов в Европу. Эта история успеха показывает, что хорошие идеи и совместные усилия могут внести значительный вклад в дело борьбы с потерями продовольствия. Более того, это доказывает, что при соответствующем настрое можно добиться беспроигрышной ситуации для всех заинтересованных сторон. Ведь для всех участвующих компаний это не только положительная деятельность сама по себе, но и освоение новых направлений бизнеса.

Формирование и укрепление связей между всеми участниками цепочки создания добавленной стоимости пищевых продуктов – основная цель инициативы SAVE FOOD. Какую роль играет Конгресс на этом фоне?

Формирование различных объединений необходимо для успеха проектов в их борьбе с потерями продуктов питания и пищевыми отходами. Потому что лишь в тех случаях, когда промышленность, сельское хозяйство, предприятия розничной торговли и политика тесно сотрудничают, можно бороться с причинами потерь внутри цепочки создания добавленной стоимости. Будучи международным мероприятием, привлекающим 170 000 посетителей из 160 стран, interpack является идеальным местом для установления контактов. В периоды между отраслевыми выставками, в дополнение к конгрессам SAVE FOOD, мы также организуем так называемые Совещания SAVE FOOD. Здесь участники инициативы собираются для встречи с производителями марочной продукции или представителями отрасли для обмена идеями и представления лучших случаев из практики. На сегодняшний момент было проведено два таких мероприятия. Первое Совещание SAVE FOOD было организовано в 2015 г. в компании Nestlé (Веве, Швейцария), а второе в сотрудничестве с двумя испанскими промышленными ассоциациями в Мадриде. Среди гостей этого мероприятия находилась даже королева Испании Летиция.

В рамках мероприятия 4 May 2017 г. будет присуждена награда SAVE FOOD School Prize. Что это такое и почему важно, чтобы молодежь изучала проблему потерь пищевых продуктов и отходов?

Я считаю, что крайне важно довольно рано формировать информированность об этой главной проблеме. Дети и молодые люди должны, например, знать, что « неидеально выглядящие » фрукты и овощи могут при этом быть вкусными, или что остатки обеда необязательно выбрасывать, а можно поставить в холодильник. В широком смысле речь идет об объяснении ценности продуктов питания. С помощью SAVE FOOD School Prize мы побуждаем школьников 8, 9 и 10 лет думать о том, как наше общество может сократить количество пищевых отходов. Школьники представляют свои идеи в специальной экспозиции innovationparc в рамках выставки interpack. За лучшие идеи затем присуждается приз на Конгрессе SAVE FOOD.

Программа innovationparc будет посвящена теме SAVE FOOD на протяжении всей специализированной выставки. Что здесь ждет посетителей?

В программе innovationparc около 20 компаний представят свои решения и продукцию, предназначенные для борьбы с потерями продовольствия и пищевыми отходами. Кроме того, состоится также лекционный форум, где лекции будут читаться участвующими компаниями и организациями на протяжении всей отраслевой выставки. Экспонаты также включают финалистов международного конкурса упаковочных решений WorldStar Award, впервые представленных в этом году в категории SAVE FOOD Всемирной организацией упаковки (WPO). Победители представят свои награды в рамках проведения Конгресса SAVE FOOD. Специальная выставка innovationparc проводится в первоклассном тентовом павильоне площадью приблизительно 2 500 м2, расположенном между Павильонами 2 и 3.

Технологии упаковки могут внести значительный вклад в разработку интеллектуальных решений для предотвращения потерь продовольствия и пищевых отходов. Какие подходы существует в этом направлении?

В промышленно развитых западных странах, в которых пищевые отходы представляют основную проблему, такая умная упаковка со встроенными датчиками может, наряду со сроками реализации, следить за тем, чтобы меньшее количество продуктов попадало в отходы. Такие датчики могут, например, быть временно-температурными индикаторами, показывающими, что холодовая цепочка не была прервана. Но также есть специальная пленка, которая меняет цвет, если продукт испортился. Если все выглядит нормально, пищу можно потреблять без опасений даже по завершении срока годности. Помимо этих решений умной упаковки, все технологии, продлевающие срок хранения продукта, также способствуют сокращению отходов. На interpack 2017 будет выставлено много интересных новинок.

Во всем мире ежегодно выбрасывается 1,3 миллиардов тонн продовольствия. В какой части цепочки создания ценности вы видите наибольший потенциал для борьбы с пищевыми отходами?

Это во многом зависит от региона мира и типа продукта. Как я сказал ранее, новые технологии и упаковочные решения играют главную роль в промышленно развитых странах, а меньший размер упаковки для растущего числа домохозяйств, состоящих из одного лица, может стать разумной мерой во многих регионах. В развивающихся странах, где большая часть продовольствия теряется на ранних этапах цепочки создания ценности – до и после сбора урожая, могут помочь базовые решения для переработки и упаковки продуктов. Их часто не хватает, а это значит, что даже скоропортящиеся продукты в ряде случаев подвергаются воздействию экстремальных климатических условий или нападению вредителей и поэтому быстро портятся. Добавьте сюда ограниченность инфраструктуры и трудности логистики, часто без функционирующей системы соблюдения температурного режима.

В заключение мы бы хотели услышать ваш прогноз: когда и как произойдет пересмотр подхода к борьбе с потерями продовольствия? Считаете ли вы, что в будущем мы сможем производить лишь столько продуктов питания, сколько сможем съесть?

Пересмотр нашего подхода к продуктам питания должен произойти у всех сторон цепочки создания ценности – от политической сферы и сельского хозяйства до розничной торговли и нас, потребителей. Политиков призывают к созданию соответствующих базовых условий, а в сельском хозяйстве на переднем плане – работа над сбережением ресурсов и борьба с потерями. С другой стороны, розничная торговля должна формировать свой ассортимент и управление цепями поставок таким образом, чтобы сократить потерю продовольствия. Важно отметить, что мы как потребители также должны осознавать при использовании продуктов питания и отдавать себе отчет в том, что выбирая для покупки только идеальные на вид фрукты и овощи, мы оказываем непосредственное влияние на ранние этапы цепочки создания ценности. Если все мы сплотимся как заинтересованные лица, мы сможем гарантировать сокращение потерь продовольствия и отходов в будущем. Доведение цифры до нуля, безусловно, нереально, но стремление избежать отходов – это действенный шаг в направлении сбережения ограниченных ресурсов нашей планеты.

Интервью опубликовано на сайте выставки interpack

Источник: Unipack.Ru

Другие публикации в спецпроектах:


INTERPACK 2017

Версия для печатиВсе интервьюДобавить интервьюПодписка на рассылку

Читайте по теме:

Все производители и поставщики продукции

На портале представлено: предприятий видов продукции и оборудования
Зарегистрировано: пользователей
Мы в соцсетях:
Рейтинг@Mail.ru