Об упаковкеДля упаковки

Импортозамещение: год спустя

04.08.2015

Комментариев: 1

Прошёл год с момента введения российских экономических антисанкций. Редакция портала Unipack.Ru провела опрос среди представителей российских сетей розничной торговли. Нас интересовало, увеличилась ли доля товаров российского производства в ассортименте торговых сетей, с какими трудностями сопряжено импортозамещение, какие товарные категории сложнее всего заместить, какие меры принимаются, чтобы не допустить на прилавки товары из санкционного списка, и какое количество товарных категорий в магазинах пришлось заместить в связи с эмбарго. Предлагаем вниманию читателей ответы российских ретейлеров.

Яна Могилева, менеджер по региональным коммуникациям сети «Лента»

Мы продолжаем нормальную работу в условиях продленного запрета на импорт. С точки зрения бизнеса, ничего не меняется. Основанная работа по замещению товаров, попавших под запрет, давно выполнена. Сегодня мы решаем стандартные для каждого ретейлера задачи по оптимизации логистики, ассортимента и пр., исходя из действующих регуляторных ограничений и наших бизнес-задач.

Доля импортных товаров в ассортименте сети «Лента» была незначительна и до введения эмбарго, порядка 4,2% по итогам 2014 года. В большинстве категорий нам удалось заместить импортные товары продукцией от российских и белорусских производителей, а также поставщиков из зарубежных стран, не попавших под запрет.

Мы последовательно снижаем зависимость от импортных товаров, расширяя предложение товаров от локальных поставщиков, особенно в продуктовом ассортименте. В 2014 году 22,5% всех закупок приходилось на долю местных производителей, а в сегменте свежих продуктов питания этот показатель достигал 50,1%. Для сравнения, в 2013 году на местах закупалось 17,3% всех товаров и 36,5% свежих продуктов питания.

Мы продолжаем нормальную работу в рамках действующих ограничений на импорт. Ситуация с ценами поставщиков стабилизировалась. В последние месяцы мы не получаем от них уведомлений о повышении цен.

Оксана Токарева, руководитель по корпоративным и внешним коммуникациям МЕТРО Кэш энд Керри, Россия

Сотрудничество с российскими, в том числе и с региональными поставщиками, значительно расширилось после введения продуктового эмбарго. Сегодня МЕТРО Кэш энд Керри продолжает обеспечивать стабильное наличие ассортимента высококачественных товаров и предпринимает все меры для максимально возможного сдерживания роста цен в поддержку профессиональных клиентов из сферы малого и среднего бизнеса. Компания сохраняет приоритет для российских товаропроизводителей при поиске альтернативных источников закупок или разработке новых решений по замене продуктов; например, 94% мяса и 96% молочной продукции из ассортимента МЕТРО производятся в России. При отсутствии необходимого продукта на российском рынке компания обращается к помощи международных торговых представительств. Развивая локальных поставщиков, МЕТРО Кэш энд Керри помогает им совершенствовать стандарты качества товара, его упаковки и производства, способствует выходу местных поставщиков на федеральный уровень. С момента введения санкций доля российских товаров в соответствующих категориях в ассортименте МЕТРО выросла примерно на 30%.

Что касается трудностей, в первую очередь, импортозамещение повлекло за собой пересмотр многих процедур в логистике и цепочках поставок. Для МЕТРО в самом начале введения санкций это означало поиск новых партнеров – поставщиков продовольственных товаров со страной происхождения, разрешенной для ввоза в настоящий момент в Россию, то есть поиск товаров и стран, не попавших под условия эмбарго. До сих пор немаловажной задачей в этом процессе является наращивание объемов прямого импорта и обучение наших партнеров из неевропейских стран правильному документообороту, обеспечивающему беспрепятственное прохождение таможни. С некоторыми поставщиками и производителями мы обсуждаем использование различных комбинированных схем транспортировки с использованием морского, железнодорожного и автомобильного транспорта с целью сокращения времени нахождения товара в пути от поставщика до нашего склада, тем самым обеспечивая достойное качество и сокращение логистических затрат.

Разработка новых решений по замене продуктов, в том числе, для рецептов европейской кухни – один из наших проектов, который компания реализует совместно с локальными поставщиками. Так, совместно с производителем "Велком" МЕТРО разработала новый артикул, аналогичный венгерскому бекону.

Компанией созданы предупреждающие условия для предотвращения попадания продукции из запрещенного перечня и запрещенных стран на полки торговых центров.

Незамедлительно после введения эмбарго в августа 2014 года компанией была разработана инструкция «О порядке приемки продукции с признаками запрещенной к ввозу». Инструкция была доведена до сведения всех торговых центров. Также, следует отметить, что компания МЕТРО дополнительно требует от всех без исключения поставщиков при поставке указания в ТТН страны происхождения и номера ГТД, по которой продукция поступает из зарубежных стран. Дополнительно, все поставщики продукции, попавшей в перечень запрещенной к ввозу, были уведомлены о том, что в случае несовпадения страны происхождения в ТТН, неверной даты в номере ГТД, либо отсутствии хотя бы одного из требуемых документов, в приемке продукции будет отказано.

В сложившихся условиях МЕТРО Россия предприняла все усилия для обеспечения стабильности. Компания продолжает поддерживать своих клиентов – представителей малого и среднего бизнеса, а также партнеров, поставщиков и производителей товаров в регионах России. МЕТРО предлагает своим профессиональным клиентам эффективные ассортиментные решения на полках центров мелкооптовой торговли. Что касается товаров импортного происхождения, то в случаях отсутствия аналогов на российском рынке, МЕТРО сфокусировалась на странах Латинской Америки (Аргентина, Бразилия), Южной Африки, Новой Зеландии, Швейцарии, Китае, Турции и ряде других стран.

Екатерина Куманина, директор по внешним связям ГК «ДИКСИ»

Формат магазинов «у дома» предполагает 85-90% отечественных товаров в ассортименте. В поиске альтернативы «выпавшим» позициям мы максимально увеличили загрузку российских партнеров в категориях, где это возможно – овощи, молочная, мясная гастрономия, однако доля товаров российского производства в магазинах «у дома» «ДИКСИ» увеличилась незначительно. В магазинах более крупного формата – «Виктория» и «Мегамарт» (входят в ГК «ДИКСИ») доля российских товаров в различных категориях увеличилась в среднем на 10%. Покупатели с интересом знакомятся с новыми брендами, пробуют новые вкусы.

Введение особых экономических мер потребовало оперативного пересмотра ассортиментной политики и пула поставщиков. Причем, если замена товаров в матрице – привычный процесс для ретейла (ротации в магазинах идут постоянно), то разрыв отношений с рядом проверенных партнеров потребовал полной мобилизации в поиске новых контрактов.

Чтобы сохранить наполняемость полок, нам пришлось оперативно выстраивать работу с новыми поставщиками и перестраивать логистическую систему поставок. Большая часть товаров, попавших под запрет, пришлась на категории fresh, где запасы не могут быть значительными поэтому принимать решения приходилось очень быстро. Наибольшие сложности мы ожидали в категории овощей и фруктов – доля европейских поставок в этих категориях достигала 50%. Решением стало увеличение загрузки российских партнеров – Подмосковья, Краснодарского и Ставропольского краев, а также перераспределение заказов в страны Азии и Латинской Америки, Сербию, Марокко, Турцию и Израиль. В результате магазины «ДИКСИ», «Виктория» и «Мегамарт» по-прежнему предлагают разнообразные фрукты и овощи в любой сезон.

Для того чтобы не допустить на полки магазинов товары из «санкционного» списка, перед подписанием каждого нового контракта поставщик проходит доскональную проверку, в том числе в части документарного сопровождения – пакет документов, которые он должен предоставить, обязательно должен содержать информацию не только о производителе и стране происхождения товара, но и полное описание логистической цепочки с указанием портов, станций и пр., через которые осуществляется транспортировка продукции, сроки отгрузки и т.п. Кроме того, по запросу сети поставщик предоставляет официальное уведомление о том, какие коды ТН ВЭД имеет его продукция, подтверждая, что его ассортимент не попадает под запрет.

С введением особых экономических мер под продуктовое эмбарго в трех дивизионах ГК «ДИКСИ» («ДИКСИ», «Виктория» и «Мегамарт») попали более тысячи ассортиментных позиций. Несколько позиций в молочной группе и единичные сорта фруктов заменить не удалось, однако изменения могут заметить лишь гурманы.

Мария Зинина, менеджер внешних коммуникаций сети гипермаркетов «Глобус»

Мы всегда отдавали предпочтение российским производителям и поставщикам, так как для многих покупателей своя, отечественная продукция гораздо привычнее. Для нас изменения, о которых вы говорите, нельзя назвать слишком глобальными. Разумеется, доля товаров российского производства повысилась, но, например, по направлению «Продукты длительного срока хранения» ассортимент «Глобус» изменился всего на 1-3%.

Прежде всего, импортозамещение связано с поиском ответственного поставщика, качество товаров которого – самое лучшее. Для сети «Глобус» это имеет основное значение.

Были и остаются трудности в переговорах с некоторыми поставщиками относительно цены на товары.

В связи с санкциями из ассортимента было выведено 30% сыров. К сожалению, заменить многие импортные сыры достаточно сложно, так как «ушли» в определенном смысле «уникальные» продукты, производимые в определенных регионах (исторически сложившиеся условия). Тем не менее, мы ищем выход из ситуации, предлагаем альтернативные продукты и широкий ассортимент товаров.

Все товары, которые поставляются в торговую сеть «Глобус», имеют сопроводительные документы, утвержденные органами власти для реализации в розничной торговле. В наших магазинах были замещены все товарные категории, попавшие под эмбарго.


Авторы:  Бредис Михаил, Главный редактор Unipack.Ru
Савин Олег, Руководитель информационного отдела Unipack.Ru

Источник: Unipack.Ru

Версия для печатиВсе интервьюДобавить интервьюПодписка на рассылку

Читайте по теме:

Все производители и поставщики продукции

Комментарии

04.08.2015 14:04Jktu

СТМ им в помощь!

Обсуждение окончено

На портале представлено: предприятий видов продукции и оборудования
Зарегистрировано: пользователей
Мы в соцсетях:
Рейтинг@Mail.ru