Об упаковке - Для упаковки

Куём кадры для ЦБП и смежных отраслей, не посыпая проблемы сахарной пудрой

12.05.2015

Редакция Unipack.Ru предлагает вниманию читателей интервью с проректором по безотрывным формам обучения СПбГТУРП, директором Института «КРОНА», директором Института безотрывных форм обучения, проф., к.т.н. Александром Николаевичем Ивановым, в котором он говорит о проблемах современного образования в российской целлюлозно-бумажной промышленности.

Совсем недавно Министерство образования и науки России опубликовало приказ об объединении Санкт-Петербургского государственного университета растительных полимеров и Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Как отразится это решение на образовательной деятельности и на направлении дополнительного профессионального образования?

Да, в соответствии с планами реформы системы высшего образования России в Минобрнауки разработана новая концепция – создание в мегаполисах страны сети опорных вузов, которые станут центрами «кристаллизации» при решении задачи укрупнения российских вузов. До сих пор объединение вузов происходило спонтанно и не на добровольной основе, что создавало негативные эффекты. Сейчас складывается такая ситуация, когда добровольное слияние вузов может стать сильнейшим стимулом для дальнейшего развития системы высшего профессионального образования в России. Пример объединения наших вузов основан как раз на принципах добровольности, которая гарантирует спокойную психологическую обстановку в обоих университетах и создаёт хорошие предпосылки для эффективного развития объединённого вуза. При этом процесс объединения предусматривает и новое название вуза: СПбГУПТиД (Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна).

Задача процесса объединения направлена только на улучшение качества образовательного процесса и поддержание взаимного обмена опытом. Речь идёт, как о подготовке студентов, так и о повышении квалификации работающих специалистах. Здесь должен сработать синергетический эффект. То есть не 2+2 = 4, а другая формула, когда при сложении отдельных слагаемых, суммарный эффект гораздо больше, чем от каждой составляющей. У нас есть ряд родственных направлений подготовки. И в то же время у каждого из объединяемых вузов есть свой уникальный опыт, свои уникальные специальности, методическая и лабораторная база, которые обогатят новый объединённый университет.

Вы возглавляете подразделение университета – Институт комплексного развития и обучения «КРОНА». Откуда родилась идея создать это подразделение. Неужели в вузе не было системы повышения квалификации?

Система была, конечно. Но вот эффективность уже не отвечала требованиям быстро меняющейся экономической системы в стране. Предприятия в какой-то момент оживились. Появилась реальная потребность в повышении уровня квалификации ИТР. Тем более наша отрасль ЦБП работала всегда и продолжает успешно работать и развиваться. Сейчас выделились два сравнительно молодых направления – это санитарно-гигиеничное (проще говоря, туалетная бумага и салфетки) и гофронаправление (гофрокартон и упаковка). В связи с этим появляются новые предприятия, небольшие, средние, крупные. Им тоже нужны кадры, квалифицированные кадры, подчёркиваю. Так вот настало время, когда потребовались глубокие преобразования в системе повышения квалификации. Я бывал в разных вузах, в разных образовательных центрах. В том числе в ведущем вузе стране – СПБГУ на факультете Высшая школа менеджмента. Могу сказать, что качество наших образовательных продуктов, продуманная инфраструктура самого Института «КРОНА», уровень профессиональных компетенций персонала и экспертов не уступает, а может быть, и превышает другие образовательные школы и центры по всем перечисленным позициям. Наш успех отчасти заключается в том, что мы смогли найти гармонию между достаточно консервативной вузовской системой и прогрессивной природой бизнеса, для того чтобы быть в рынке и предлагать качественный образовательный продукт заказчикам и при этом не выходить за предусмотренные законом об образовании рамки. Мы постоянно работаем над сервисом и качеством программ. У нас функционируют полноценные механизмы для этого. Все недочёты и ошибки, которые мы допускаем, мы тщательно анализируем и учимся на них же. Одним словом, это непрерывный процесс совершенствования (как в концепции бережливого производства; кстати, про которую мы тоже рассказываем производственникам). Да, а идея создания Института «КРОНА» возникла у одной и ведущих лесопромышленных компаний России, которая в 2006 году поняла, что нужно инвестировать в знания и заниматься подготовкой кадров вплотную и поддерживать высшее учебное заведение, которое и поставляет кадры для отрасли. Но кадры должны постоянно пополнять свои знания. Вот так постепенно благодаря одному из профильных предприятий, грамотному решению руководства университета и планомерной работе с отраслью и возникла система, которая стала всеобъемлющей для Росси и стран СНГ.

А какие направления сейчас больше всего востребованы на предприятия отрасли? Какую категорию стараются обучить в первую очередь?

На самом деле у нас есть несколько направлений деятельности. Есть наши очные краткосрочные программы, которые мы реализуем в Петербурге в Институте «КРОНА» в определённые даты по нашему плану. Есть другие форматы – выезд и дистанционный вариант обучения. Мы со своей стороны охватываем все направления: технология, энергетика, механика, автоматизация, метрология, контроль качества и так далее. Но сердцем, пожалуй, является технология. Именно от неё исходят веером все другие направления и одновременно поддерживают и решают задачи технологического процесса. Технологию можно было поставить условно на первое место. Но условно. В целом, все направления требуют постоянного обновления знаний и информации.

А в чём специфика, уникальность ваших программ. Что отличает Институт КРОНА от всех других?

Дело в том, что мы начинали с нуля. Не было опыта. Старая система уже доживала последние дни, если выразиться очень грубо. А для того чтобы построить новую систему, нужно было понять, куда двигаться, многое узнавать, многому учиться. Поэтому становление шло не самым лёгким и простым путём. Однако годы работы дали свои плоды. Мы выработали оптимальную структуру наших мероприятий, провели работу по организации обучения таким образом, чтобы слушатели получали максимальную пользу от обучения, унифицировали некоторые организационные процессы. Подчёркиваю, организационная составляющая программ тоже очень важна. Содержание программы плюс организация процесса. Это тесно переплетённые вещи. Мы постоянно привносим новые формы обучения в программы, добавляем новые темы, отбрасываем лишнее, устаревшее. Например, два года подряд мы блестяще реализовывали Президентскую программу повышения квалификации инженерных кадров. Жалко, что пока нет решения о продлении программы. Но уверен в том или ином виде, она появится, так как колоссальный импульс, которая она дала отрасли, не может остаться без внимания. Да и другие вузы тоже достигли высоких результатов. При этом она давала возможность предприятию сэкономить.

Хотел бы ещё добавить, что при создании программы обучения «КРОНА» в последние годы использует максимальное количество разнообразных форм проведения занятий. В одном курсе обучения (как правило, он составляет 72 часа) объединены классические лекции, семинары, лабораторные работы, мастер-классы, работа на тренажёрах, экскурсии, работа в партнёрских учебных центрах, конференция, конференция-наоборот, круглые столы, дискуссии, переговоры, обмен опытом, анкетирование и некоторые другие. Такое разнообразие во время обучения даёт максимальный результат для усваивания информации.

А какие ещё формы обучения существуют в университете. Может быть, заочное направление. Или вечернее?

Да, конечно, направления заочной и очно-заочной (вечерней) подготовки специалистов представлены в университете. Совсем недавно у нас прошла внутренняя реорганизация. Был образован Институт безотрывных форм обучения, куда в качестве основного подразделения вошёл Институт комплексного развития и обучения «КРОНА» и ещё ряд учебных подразделений, в том числе и заочный и очно-заочный факультеты. Теперь я отвечаю и за более длительные формы подготовки специалистов. Решение об объединении в одну структуру, на мой взгляд, вполне оправданно. Это позволит усилить позиции всех направлений подготовки, будет способствовать реализации новых образовательных проектов уже совместными силами.

А что помогает развивать систему? Есть какие-то установки, убеждения? Многие компании формулируют свою миссию.

Да, у нас тоже есть свой слоган: «МЫ НЕ ПРОСТО УЧИМ, МЫ РАСШИРЯЕМ И ПОДДЕРЖИВАЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОТРАСЛЕВОЕ СООБЩЕСТВО». Осознание полезности нашей деятельности пришло не сразу и не сразу оформилось в такое ёмкое и глубокое по смыслу ценностное убеждение. Если вдуматься, мы поддерживаем промышленность, она в свою очередь нашу страну. Как это может не быть опорой в работе, когда ты делаешь правое дело..?

В качестве завершения нашей беседы хотелось бы узнать, какие у вас есть планы по развитию?

Так как наша деятельность ориентирована на предприятия, то мы стараемся реагировать на запросы производственников. Могу сказать, что экспертный пул за период лихих 90-х несколько истощился. Сейчас мы сформировали команду лучших экспертов и стараемся их всячески поддерживать, чтобы они активно участвовали в образовательном процессе и передавали знания и опыт. Мы стараемся растить и молодых преподавателей. Нельзя сказать, что в этом процессе всё гладко. Но мы стараемся решать эти трудности. Проблемы есть. И активность предприятий, конечно, определяет, насколько эффективно мы будем решать кадровые вопросы. Если предприятия будут заинтересованы в обучении и развитии ИТР, то будут и программы, найдутся и эксперты. И так или иначе будут выращиваться молодые кадры в университете, что немаловажно. И предприятия уже это осознают, что им же работать с выпускниками вузов. А если в вузе не будут проводить полноценного обучения, то вся нагрузка ляжет на производственные компании. С системой повышения квалификации ИТР мы вовремя начали работу, и сейчас исправляем ошибки прошлого, где-то своими силами, где-то совместно с предприятиями. Конечно, я говорю, в первую очередь, про кадры для ЦБП и смежных отраслей. Примеры партнёрства между предприятиями и вузами есть. И в нашем университете есть положительный опыт. И в ряде других университетов. Но этого недостаточно. Как-то одному из начальников отдела крупного целлюлозно-бумажного завода во время общения, в связи с его прохладным отношением к программам повышения квалификации, я сказал: «Если Вам это не надо, то нам пора закрываться, так как мы разрабатываем и реализуем программы для вас и только для вас, а не для себя и существуем мы за счёт ваших заказов». Может быть, прозвучало грубовато, но это лучше, чем посыпать сахарной пудрой явные проблемы и закрывать глаза на сложности. Соответственно, не будет интереса со стороны производственных компаний, то развивать и поддерживать систему повышения квалификации ИТР будет некому и не на что. А я могу сказать, что это значительные вложения. И это иллюзия, что мы купаемся в золоте. Каждая программа требует колоссальных вложений (умственных, физических, временных, финансовых). И зарплата сотрудников – это далеко не первая статья расходов. Требуется колоссальное количество энергии для проведения аналитической работы, составления более качественной по сравнению с предыдущим вариантом программы, проведения переговоров и так далее. Это тяжёлый труд. И мои молодые сотрудники просто не останутся работать и развивать систему дополнительного профессионального образования, если мне нечего будем им предложить. А ведь они - это моя опора и поддержка и в конечном счёте опора ДПО страны. Их опыт, энергия, знания, желание очень многое могут сделать. В образование должны приходить работать молодые кадры, но этим кадрам надо что-то предлагать, чтобы они хотели развивать образование, а не просиживать штаны или искать работу в другой сфере.

Что касается подготовки рабочих, то здесь система среднего профессионального образования рухнула. И чем дальше, тем более устрашающие очертания приобретает проблема. Юридически мы не можем заниматься подготовкой рабочих. Но мы ищем пути решения этой проблемы. Так как предприятия обращаются к нам с этими вопросами. Пока помочь мы им не можем. Но надеемся, в будущем решение появится. У нас есть ряд идей и планов. Пока о них говорить рано, так как ещё нет конкретных результатов. Но повторю, мы со своей стороны, сделаем всё возможное. И добавлю, чем дальше, тем будет всё сложнее подготавливать квалифицированных рабочих, если ничего не делать. Активные действия нужно предпринимать уже сейчас.

Но, а если вернутся к ИТР. У нас есть ряд идей, которые мы начинаем реализовывать на практике. В частности, мы пришли к идее междисциплинарности в наших программах. Так как профессиональные направления на предприятии хоть и выделены в разные тематические категории. Всё равно между ними устанавливается некое взаимодействие и взаимопроникновение. Именно поэтому специалистам иногда очень сильно не хватает знаний из смежной или даже отвлечённой тематической области. Недавно у нас был главный энергетик предприятия «Казполиграф» из Казахстана. Он сказал, что образование энергетиков строится по двум направлениям: электроэнергетика и теплоэнергетика. А главный энергетик на предприятии часто отвечает за оба направления. Делайте вывод сами: зачастую даже руководителю такого уровня крайне не хватает знаний в смежной области. Что уж говорит о более отдалённых отраслях знаний!

Интервью подготовлено пресс-службой университета

Источник: Unipack.Ru

Версия для печатиВсе интервьюДобавить интервьюПодписка на рассылку

Читайте по теме:

Все производители и поставщики продукции

На портале представлено: предприятий видов продукции и оборудования
Зарегистрировано: пользователей
Мы в соцсетях:
Рейтинг@Mail.ru