Об упаковке - Для упаковки

Мы согласны с тем, что рынок табачной продукции должен регулироваться строго

23.10.2013

Комментариев: 4

В России все активнее ведется борьба с курением. Как себя чувствуют производители табачных изделий в новых условиях? Редакция Unipack.Ru предлагает вниманию читателей беседу с Александром Лютым, директором по корпоративным отношениям «БАТ Россия».

Доля «БАТ Россия» на российском рынке в первом полугодии 2013 года увеличилась на 0,6 процентных пункта и достигла 21,1%. Это при том, что объем российского табачного рынка сократился за полгода на 7%. Что способствует удержанию позиций в неблагоприятных для производителей табачной продукции условиях, когда в стране объявлена борьба с курением как наносящей вред здоровью привычкой?

Любое достижение, особенно на таком высококонкурентном рынке как наш, - это результат работы нескольких тысяч людей, которые сумели понять желания потребителей, сделать востребованный продукт, правильно его преподнести и обеспечить сотни тысяч точек продаж продукцией.

В первом полугодии мы сумели удержать долю рынка по основным своим брендам – Kent, «Ява Золотая» и Alliance. И в то же время сделали невероятное – запустили новую марку, которая в короткий срок заняла существенную долю на рынке. В июне 2012 года мы вывели Rothmans of London, и ровно через год рыночная доля этого бренда выросла до 1,5%. В ценовом сегменте «качество по разумной цене» он занял 3,5%. Я не знаю, чтобы кто-нибудь еще в современной истории табачных брендов показывал такой стремительный рост.

В последнюю неделю сентября по всей стране начались продажи марки Lucky Strike. Чем обусловлено возвращение этой марки на российский рынок?

Lucky Strike – это то самое недостающее звено в нашем портфеле брендов, без которого наш ассортимент трудно назвать всесторонним. Дело в том, что «Бритиш Американ Тобакко» в России была традиционно сильна в премиальном ценовом сегменте рынка. В этом сегменте мы с марками Kent, Dunhill и Vogue – неоспоримый лидер. В то же время у нас очень крепкие позиции в сегменте «качество по разумной цене», в котором мы выступаем с марками «Ява Золотая», Rothmans и Pall Mall. У нас есть сильный бренд в низком ценовом сегменте – Alliance. Но до последнего времени у нас не было козыря в среднем ценовом сегменте.

Lucky Strake помог восполнить этот пробел. С одной стороны, это сильный бренд с богатой историей – на рынке он почти полтора века. С другой стороны, это очень современная и актуальная марка, которая несет свежие идеи: простой жизни, настоящих ощущений, близости к природе. Добавив эту марку в свой портфель, мы можем сказать: «Сейчас наша продукция способна удовлетворить курильщиков с любыми взглядами, потребностями и возможностями».

Известно, что после начала тестовых продаж Lucky Strike в Перми «БАТ Россия» столкнулась с судебным иском от Japan Tobacco International (JTI). В чем суть претензий конкурирующей фирмы, и как Вы прокомментируете конфликт?

Если коротко, то суть претензий сводится к тому, что мы используем синий цвет в оформлении пачки и белый – для фильтров Lucky Strike Premium Silver. Эти цветовые решения используют и другие производители, и ни у одного из них нет монополии на эти цвета. Мне кажется, что у нашего конкурента просто сдали нервы. А как иначе можно объяснить обращение в суд с претензиями, что Lucky Strike копирует товарные знаки JTI?

Мы считаем претензии JTI беспочвенными. И это мнение разделяет Федеральная антимонопольная служба, которая в конце августа отказалась возбуждать дело по жалобе JTI.

Настоящей причиной поступка JTI, на мой взгляд, могла стать тревога за рыночные позиции своих брендов, у которых появляется сильный и самобытный конкурент в среднем ценовом сегменте.

Связано ли возвращение известных сигаретных брендов с запретом рекламы сигарет? Как известно, с 1 июня 2014 года запрещено будет даже демонстрировать их в местах продажи. Пугает ли вас запрет табачной рекламы? Что в рамках закона вы сможете противопоставить этому?

Разумеется, грядущий запрет рекламы подстегивает активность производителей. Но как только запрет вступит в силу, мы как законопослушная компания будем неукоснительно и беспрекословно соблюдать все меры, прописанные законом, какими бы строгими и чрезмерными они ни были на наш взгляд.

Запрет на рекламу, по нашему мнению, необоснованная и избыточная мера. Мы поддерживаем идею запрета рекламы в местах, которые наиболее часто и массово посещают несовершеннолетние, таких как метро, аэропорты, железнодорожные вокзалы и другие объекты транспортной инфраструктуры. Вместе с этим мы убеждены в том, что полное лишение совершеннолетних потребителей права на получение информации о легальной продукции, в том числе посредством ее ответственной рекламы и маркетинга в местах продаж, является чрезмерным и противоречащим Конституции РФ.

Запретительные меры, штрафы и ограничения сами по себе вряд ли могут быть эффективными инструментами для борьбы за здоровый образ жизни в России. Для этого необходимо создавать условия для такого образа жизни и пропагандировать его.

Упаковка играет исключительно большую роль в продвижении на рынке, в узнаваемости брендов. Однако на упаковке теперь будут размещаться устрашающие картинки, предупреждающие о последствиях курения для здоровья. У производителей табачных изделий был год, чтобы подготовить свое производство упаковки к новым стандартам. Вы готовы? Какой выход из положения видят производители табачной продукции для сохранения позиций на рынке в связи с сокращением возможностей использования упаковки как маркетингового инструмента?

Приказ Минздравсоцразвития о новых графических предупреждениях вступил в силу 12 июня. Мы успели подготовиться, и с этой даты производство на наших фабриках в Петербурге и Саратове настроено строго на продукцию нового образца. Закупка, оптовая и розничная продажа продукции старого образца не ограничена по срокам и разрешена одновременно с реализацией пачек в новой маркировке.

Международный опыт показывает, что увеличение размера предупредительных надписей и графические изображения последствий курения имеют разную степень воздействия на потребителей. Связь между размером надписей или содержанием изображения и снижения количества курильщиков не доказана. По данным российского опроса, который проводил один интернет-портал, посвященный трудоустройству, больше 80% российских курильщиков утверждают, что устрашающие картинки не изменили их отношения к курению. Схожие тенденции отмечают исследователи в других странах. Недавнее исследование международной компании Deloitte показало, что введение таких мер не сказывается на уровне потребления. Такой вывод сделан на основе исследования ситуации в 27 странах мира на протяжении 14 последних лет.

Если говорить об упаковке табачной продукции в России, то не так давно она уже претерпела изменения – были увеличены в 7 раз предупредительные надписи на лицевой стороне пачки (до 30% от поверхности) и в 12 раз – на оборотной стороне (до 50% от поверхности). Если авторы этих изменений считают, что изменение упаковки табачных изделий способствует снижению потребления, то логично было бы дождаться результатов воздействия этой меры на российских курильщиков и на уровень потребления сигарет в целом перед тем, как приступать к следующему шагу.

Говоря все это, мы согласны с тем, что рынок табачной продукции должен регулироваться куда строже, чем рынок других товаров повседневного спроса. Однако мы считаем, что любые ограничения должны быть оправданными, продуманными и последовательными.

Летом мы слышали заявление министра здравоохранения РФ о том, что в течение ближайших лет цена за одну пачку сигарет в России будет доведена до уровня примерно в 220 рублей, европейского уровня акцизов. Сегодня средняя стоимость пачки сигарет в России составляет 46 рублей. Уже в 2015 году она вырастет до 100 руб. К каким последствиям, на Ваш взгляд, приведет такое повышение акцизов?

Резкое повышение акцизов, к счастью, было лишь предложением Минздрава. Президент, Правительство и другие министерства не поддержали эту инициативу. Более того, в ответ на предложение Минздрава Владимир Путин предостерег чиновников от взвинчивания акцизов, которое может привести к расцвету нелегального рынка, и посоветовал заниматься не запретительными мерами, а просветительством, пропагандой спорта и здорового образа жизни. И мы согласны с позицией Президента России.

Как показывает международный опыт, в странах, где резко повышали акцизы, число курильщиков практически не изменялось, зато существенная доля табачного рынка быстро уходила «в тень». Это легко объяснить. Исследования показали, что как только стоимость пачки сигарет превышает 8% ежедневного располагаемого дохода курильщика, он готов переходить на более дешевый продукт. В России, где примерно 60% курильщиков и так выбирают недорогие марки, более дешевой альтернативой может стать нелегальная табачная продукция. В том числе, это может быть табачная продукция из Белоруссии и Казахстана, с которыми у нас нет таможенных границ. Из-за более низких ставок акциза сигареты там стоят в среднем на 25-30% меньше. С таких сигарет Россия не получит акциза, курильщик будет покупать продукцию, качество и производство которой никак не регламентируется, а продавцы нелегального товара с большей долей вероятности будут игнорировать возрастные ограничения на продажу.

Для России каждый процент рынка, уходящий «в тень», будет означать около 3,4 млрд рублей потери для бюджета. Причем стоимость этого процента будет расти – в 2014 году она составит уже 4 млрд, а в 2015 – 4,6 млрд рублей.

Часто ли подделывают продукцию вашей компании? Что в таких случаях предпринимает фирма?

К счастью, мы крайне редко сталкиваемся с подделками нашей продукции в России, да и в целом, проблема контрафакта в табачной отрасли не стояла остро до последнего времени. Однако в последние месяцы мы отмечаем тревожную тенденцию – в разных регионах страны было закрыто несколько подпольных цехов, которые подделывали сигареты разных марок. Мы связываем эту тенденцию с ростом акцизов и как следствие – цен на легальную табачную продукцию. Чем дороже стоит пачка сигарет и чем выше доля акциза в ее стоимости, тем заведомо больше может заработать нелегальный производитель.

С чем было связано закрытие производства на исторической табачной фабрике «БАТ-Ява» в Москве? Куда переведены ее производственные мощности?

Мы проанализировали эффективность наших производств, мощности фабрик и целесообразность сохранения производственной площадки почти в центре Москвы с ее транспортной ситуацией и решили перенести производство на другие фабрики. В течение 2012 года мы перевели производство с «БАТ-Ява» на «БАТ-СПб» в Петербурге и «БАТ-СТФ» в Саратове.

В наши дни популярность приобретает здоровый образ жизни. В связи с этим вопрос, а Вы лично курите? Чем Вы объясните Вашу позицию?

Я давно бросил курить и больше не собираюсь. Это вредно для здоровья, и лучше не иметь такой привычки. Однако многие люди получают удовольствие от курения. Это их выбор, и они имеют на него право. Я бы даже больше сказал – у курящих должно быть право на нормальные человеческие условия, такие же, как у некурящих.

Взять, например, запрет на курение в аэропортах, который действует с 1 июня 2013 года, или запрет на курение в ресторанах и барах, который вступит в силу с 1 июня 2014 года. Вместо того чтобы оставить человеку право выбора – занять столик в курящей или свободной от дыма части ресторана, Россия ввела полный запрет. Он означает, что курильщику придется выйти на улицу. Представьте, каково будет курильщику в Сибири. Представьте центр Москвы в зимний пятничный вечер и узкие тротуары, забитые озябшими курящими людьми.

Будет ли польза молодому поколению, которое хотят оградить от табака, от того, что все, кто раньше курил в ресторане, за закрытыми дверями, выйдут на улицу и будут дымить прилюдно и на всеобщем обозрении? Это ли не лучшая реклама?

Интервью: Михаил Бредис, Олег Савин

Все публикации компанииИнформация о компании

Источник: Unipack.Ru

Версия для печатиВсе интервьюДобавить интервьюПодписка на рассылку

Читайте по теме:

Все производители и поставщики продукции

Комментарии

23.10.2013 19:07tester:)

По разным оценкам ежегодно в России от курения умирают порядка 300 тыс. человек, а от употребления алкоголя порядка 500 тыс. человек. В "Коммерсанте" приводилась статистика (отличная от официальной) исследования Московского научно-исследовательского института психиатрии: с 1980 по 2007 год почти 24% всех смертей мужчин происходили именно из-за алкоголя. Так почему же так активизируется борьба именно с курением? Не подумайте, я совсем не против. Но почему на фоне разворачивающейся борьбы с курением, скромно замалчивается проблема алкоголизма, которая для нашей страны, похоже, более актуальна?

23.10.2013 22:48vlulyanov - tester:)

Да активизируется борьба и с тем и другим... Только вся "активизация" у нас по принципу: запретить и не пущать. А в массе начинается и заканчивается повышением цены.

24.10.2013 12:07Николаев Антон

Полностью согласен с мнением с Александра по поводу курения в аэропортах и ресторанах!

30.10.2013 18:38миха

над на всю пачку нарисавать страшилки а на обороте здорового и успешного

Обсуждение окончено

На портале представлено: предприятий видов продукции и оборудования
Зарегистрировано: пользователей
Мы в соцсетях:
Рейтинг@Mail.ru