Об упаковке - Для упаковки

Без этикетки скучно!

22.12.2009

Дизайн упаковки – одно из направлений современного искусства, которое неразрывно связано с нашей повседневной жизнью. Ежедневно мы сталкиваемся с упаковкой дома, на работе, в магазине и даже на улице. Сегодня смело можно говорить о том, что упаковка (а точнее, ее внешний вид) не только формирует эстетические вкусы наших современников, но и является своеобразным срезом культурной жизни современного общества.

О роли дизайнера в процессе создания упаковки рассказал Аким Мельник – известный белорусский дизайнер.

Аким, как достичь наилучшего результата?

Аким Мельник
Достойнный дизайн упаковки — результат слаженного взаимодействия целого ряда специалистов: копирайтера, фудстилиста, фотографа, художника, допечатника, дизайнера и т.д. Список участников может быть расширен, их количество зависит от уровня сложности поставленной перед студией задачи.

На мой взгляд, благодаря эффективному дизайну упаковки товар имеет шанс выделиться. Времена дефицита прошли, и сегодняшняя конкурентная борьба заставляет производителей обращать внимание на все составляющие производства и реализации продукта.

Упаковка, которая способна привлечь, удивить и расположить потребителя способна напрямую повлиять на объем продаж ее содержимого. В большинстве случаев предлагаемые продукты, по сути, однотипны. Роль упаковки - помочь определиться с выбором, сделать его правильным.

Упаковка дарит не только удобство в использовании или хранении, но и эмоции, настроение. Выбор покупателя остановится на той, которая в большей степени соответствует его представлениям и ожиданиям. Значительно увеличить спрос - задача непростая, доверяться в этом случае мало заинтересованным дилетантам рискованно и, в конечном счете, неоправданно.

В чём, на ваш взгляд, основная задача дизайнера упаковки?

Основная задача дизайнера — сформировать предпочтительное отношение к товару. Создать конкурентно способный дизайн в рамках существующего рынка, учитывая все его особенности и тенденции. Наилучший результат достигается совместными усилиями клиента и исполнителя. Одно неизменно: профессиональный подход требуется с обеих сторон.

Можно ли говорить о характерных тенденциях в дизайне упаковки на белорусском рынке?

Развитие - вот основная тенденция. Не так давно дизайн упаковки был не чем иным, как дополнительной услугой, предлагаемой типографиями в качестве бонуса, одним из элементов сервиса. У вас нет картинки? Не беда - мы вам за пару часиков чего-нибудь набросаем. Десяток вариантов? Легко… Так сказать, устраним проблему, препятствующую размещению заказа на печать. После будем тиражировать эту ерунду из года в год. Потребитель сейчас имеет выбор, и с каждым годом он становится больше. Можно ли в подобной ситуации пренебречь дизайном? Не стоит полагать, что несчастные дизайнеры, работающие за три копейки в две смены, штампующие направо и налево одни и те же картинки в различных интерпретациях, в силах решать сверхзадачи. Западные производители, в большинстве своем, не полагаются на удачу. Относясь серьезно к дизайну, они отводят ему важную роль, вкладывая в его создание внушительные суммы.

На сегодняшний день возникающий спрос на качественный дизайн упаковки в Беларуси медленно, но уверенно увеличивается, что, в свою очередь, создает конкурентную борьбу, и как результат - способствует поднятию уровня дизайна упаковки в целом.

Во времена СССР был старый добрый «худсовет». Именно он решал, что есть красиво. Полное отсутствие конкурентной борьбы, как среди производителей, так и среди исполнителей, породил известные и по сей день бренды. Дефицит был главным инструментом продвижения товара на «рынке». Сейчас иные времена, необходимость создавать хорошую со всех сторон упаковку – это жизненная необходимость!

Встречаются примеры, когда массовый продукт, изначально ориентированный на малообеспеченную целевую аудиторию, имеет вызывающе дорогой дизайн. Причина возникновения такого дизайна?

Причина в стремлении производителя прыгнуть выше своей головы, желая произвести наилучшее впечатление на своего потенциального клиента. Причина заключается в том, что сегодняшний вкус большинства белорусских потребителей невысок. Изысканным и воспитанным его точно назвать сложно. К слову говоря, именно благодаря бестолковой работе отдельных «специалистов» этот вкус формируется и навязывается постоянно. Внешнее соответствие внутреннему содержанию - одна из целей создания хорошей упаковки. Не стоит обманывать надежды покупателя - это может закончиться естественным разочарованием и даже негодованием.

Гораздо результативнее, на мой взгляд, будет дать ему то, что он ищет. Дизайн упаковки должен запоминаться, быть эргономичным и интересным, но не фальшивым. Иначе первая покупка станет последней.

Самая распространенная ошибка белорусских дизайнеров упаковки? И как ее исправить?

Это неумение чувствовать специфику дизайна именно упаковки, а также излишнее желание самовыразиться, непонимание, что главный «герой пьесы» - это продукт, который внутри упаковки.

Незнание особенностей той или иной технологии печати, ее преимуществ и недостатков - тоже проблемная зона.

Улучшить ситуацию может только стремление к совершенствованию. Я бы посоветовал всем дизайнерам не пропускать возможность присутствовать при печати упаковки, общаться с печатниками и технологами на всех этапах своей работы.

В последнее время стало хорошим тоном спрашивать в интервью, как повлиял кризис, - в данном случае, - на дизайн упаковки? Интерес к дизайну упаковки не пропал? Возможно, некоторые компании, планировавшие редизайн марки, стали откладывать его «до лучших времен»?

За последние десять лет интерес к дизайну медленно, но уверено растет. Для ряда производителей финансовый кризис стал своего рода отправной точкой. В такие моменты сильнейшие игроки выживают, становясь еще более опытными и мощными, а слабые погибают. Происходит перестановка сил. В такой ситуации проводить редизайн существующей продукции или рождать новой бренд очень актуально, поскольку есть шанс не только отстоять свои позиции, но и захватить ранее недоступные «места под солнцем».

Аким, дизайнер упаковки – кто он: художник или ремесленник?

Ремесленник – хорошее определение. Ты каждый день при деле, ты делаешь то, что нужно людям.

Постоянно изучая мировой и отечественный опыт развития упаковки, я убеждаюсь в правильности выбора своей профессии. С большим удовольствием вспоминаю времена, проведенные в читальных залах Республиканской научно-технической библиотеки за изучением теории дизайна, лучших образцов упаковки. Когда упаковка удивляет, вызывает желание купить, попробовать - это радует. Если дизайн упаковки живет долго, значит он достойный и востребованный. Длительный срок жизни упаковки - лучший комплимент ее создателю.

Аким, что для Вас упаковка?

Мы любим упаковку! Это наше семейное увлечение, можно сказать - дело жизни. Логическим подтверждением, выражением этой любви стал первый белорусский информационный специализированный интернет-портал Pасkеt.by, целью которого является популяризация качественного дизайна упаковки. Этот проект - интерактивная выставка мирового дизайна в этой области.

Моя супруга Елена - основатель и руководитель этого проекта. Уже несколько лет выполняет образовательную и просветительную функцию, рассказывает всеми доступными средствами об удивительном мире дизайна упаковки. В 2008 году проект стал официальным спонсором первого и единственного международного конкурса, посвящённого дизайну упаковок, проходящего в Брюсселе и занял первое место в номинации «Искусство» на шестом белорусском конкурсе контент-проектов. Так же, Packet.by является информационным спонсором ежегодного Упаковочного форума Беларуси. Новинки и технологии, материалы и современные тенденции производства и печати всех видов упаковки - это именно те вопросы, которые мы стремимся активно освещать на страницах Packet.by.

Аким, есть для Вас авторитеты, образцы для подражания в области упаковки?

Японская упаковка! Она осмысленна, идейна, функциональна. Упаковка воспринимается как неотъемлемая часть культуры. Многие из образцов, поистине являются произведением искусства.

С чего началась история этикетки?

На этот вопрос сложно полноценно ответить в рамках интервью. Я бы сказал, что это тема отдельной диссертации. Для тех, кто всерьез интересуется историей упаковки и этикетки, порекомендую прочитать замечательную книгу Томаса Хайна «Все об упаковке» – на сегодняшний день это настоящий бестселлер в этой области.

Какие самые знаменитые этикетки существуют сегодня?

Сегодня трудно спорить с расхожим убеждением, что популярные «упаковочные» бренды преобразили культурную среду не меньше Мерилин Монро или легендарных Битлз. Современные искусствоведы, например, назвали девять упаковок, которые по их мнению изменили мир. Среди них такие звезды, как Heinz (в конце 50-х при определении оптимальной высоты полки для бытовых холодильников, разработчики ориентировались именно на высоту суперпопулярной бутылочки со всем нам хорошо знакомой этикеткой), Chanel №5 (к реинкарнации знаменитого образа приложил руку сам Энди Уорхол), Coca-Cola (для разработки знаменитой упаковки был привлечен знаменитый шведский стеклодув Александр Самуэльсон), водка Абсолют (тот случай, когда упаковка явно доминирует над содержимым), сюрреалистический флакон Dali (упаковка – дело рук знаменитого маэстро) и Toblerone (по мнению многих маркетологов, форма шоколада и упаковки - одно из самых гениальных маркетинговых изобретений в истории).

Упаковка и великое искусство. Есть ли случаи, когда упаковку создавали признанные художники?

Одним из ярчайших примеров, на мой взгляд, является знаменитая коллекция Виктора Лобковича, собравшего удивительный сборник пол названием «Золотой век русской парфюмерии и косметики». Такие великие мастера, как М. Врубель, А. Аспит, А. Бельский, В. Россинский и многие другие знаменитые художники эпохи «модерн» приложили свою руку к созданию великолепных образцов этикетки и упаковки. Очень рекомендую эту книгу!

Насколько учитывается психология человека при создании этикетки?

Думаю, многие со мной согласятся, упаковка — это не только символ товара, но и символ образа жизни потребителя. Не секрет, что желание купить зачастую вызывает упаковка - именно она заставляет принять решение. Поэтому при ее создании дизайнеры, безусловно, учитывают особенности психологии восприятия целевой аудитории. Как правило, заказчик обращается к дизайнеру уже владея подобными аналитическими материалами, и наша задача – использовать весь свой профессиональный арсенал для того, чтобы решить поставленную задачу.

Каков путь развития упаковки и этикетки в будущем?

Думаю, что будущее за экологически чистой и многоразовой упаковкой. От дизайнеров будут требоваться практичные, экономичные и конструктивные решения. Благодаря развитию Интернета, большинство товаров будут приобретаться покупателями небольшими оптовыми партиями, скорее всего не в упаковке, а в обычной многоразовой таре. Что сохранится без изменений, так это, пожалуй, подарочные варианты упаковки. Не очень-то приятно, например, получить в подарок духи в многоразовом бидоне или конфеты в простом бумажном пакете. Наверное, вся энергия дизайнеров переместится именно в эту область.

Интервью было опубликовано в журнале Where Minsk. Это единственное в Минске полноцветное городское издание на русском и английском языках, которое дает наиболее полное и достоверное представление о столице Беларуси как о культурном и историческом центре с развитой инфраструктурой, способной обеспечить жителям и гостям столицы сервис высокого уровня. Выпускается совместно с издательским домом SPN Rematis.


Подписывайтесь на наши новости в соцсетях и рассылке Unipack.Ru:

Источник: Unipack.Ru

Версия для печатиВсе интервьюДобавить интервьюПодписка на рассылку

Читайте по теме:

Все производители и поставщики продукции

На портале представлено: предприятий видов продукции и оборудования
Зарегистрировано: пользователей
Мы в соцсетях:
Рейтинг@Mail.ru