"Пиво - это продукт в упаковке"
Консолидация пивной отрасли практически завершилась, Россия переходит из разряда развивающихся в категорию развитых рынков производства и потребления пива. Затормозить этот процесс не смогли даже жесткие ограничения рекламы пива, негативно сказавшиеся на маркетинговой активности пивоваров. О ключевых тенденциях и дальнейших перспективах развития пивной отрасли корреспонденту BG ИРИНЕ ПАРФЕНТЬЕВОЙ рассказал руководитель исполнительного секретариата Союза пивоваров России ВЯЧЕСЛАВ МАМОНТОВ.
С 1 января 2008 года ставка акциза на пиво повысилась более чем на 30% — на 57 копеек. Как это отразится на отрасли?
Важно понимать, что речь идет не просто о математическом увеличении ставки акциза. Это решение затрагивает целый комплекс социальных и демографических проблем. Прежде всего, экономический аспект. Сегодня предприятия пивоваренной отрасли, выполняя почти на 100% свои налоговые обязательства всех уровней, относятся к числу бюджетообразующих предприятий как для ряда муниципальных образований, так и для субъектов федерации. Увеличение налоговой нагрузки негативно скажется на рентабельности пивоваренных производств, прежде всего малых и средних пивоваренных предприятий, так как они не обладают ресурсами для нивелирования неизбежного в таких условиях роста себестоимости. Малые и средние заводы либо закроются, либо перейдут на выпуск непрофильных видов продукции, либо остановят производство. Практика последних лет показывает, что увеличение ставки акциза ведет к снижению темпов роста пивоваренной индустрии, что в итоге приведет к сокращению налогооблагаемой базы бюджетов всех уровней.
Чем власти аргументируют рост ставки акциза?
Во многом это связано с инфляционными процессами. На протяжении последнего ряда лет рост цен в сегменте "пиво" отставал от общего роста индекса потребительских цен. Пивовары на фоне высокой конкуренции в отрасли вынуждены за счет внутренних ресурсов сдерживать рост цен. Вместе с тем надо понимать, что эти возможности не беспредельны и увеличение ставки акциза на пиво на 32,4% подстегнет потребительскую инфляцию.
Думаю, ни для кого не секрет, что цена является определяющим фактором для большинства населения при выборе типа алкоголя. Учитывая существующие в нашей стране традиции пить с целью получить максимальный эффект за меньшие деньги, суть проблемы становится очевидной. В советское время среднерыночная стоимость одной бутылки водки составляла 3,62 руб., а бутылки пива — 0,34 руб. В наше время средняя цена бутылки водки — 90 руб., пива — 20 руб. Таким образом, действующая акцизная политика прямо способствует увеличению потребления напитков с высоким содержанием этилового спирта. Выход из создавшегося положения видится в скорейшем принятии государственных мер по изменению структуры потребления алкоголя в нашей стране с переходом от потребления крепкого алкоголя к пиву и другим натуральным напиткам. В качестве одной из действенных мер в этом направлении могло бы стать замораживание ставки акциза на 2009-2010 годы на уровне 2008 года.
Могут ли российские производители стать серьезным конкурентом иностранным брендам на зарубежных рынках?
Выход отечественных пивоваров на рынки дальнего зарубежья — это прежде всего вклад в имидж России. Правда, до 90% всего российского пивного экспорта приходится на страны СНГ. Наши производители составляет серьезную конкуренцию местным пивзаводам, что, к сожалению, приводит к административным мерам протекционистского характера в отношении российских поставок.
Какие изменения происходят на рынке пивной тары?
Изменения структуры этого сегмента рынка во многом связаны с эластичностью потребительского спроса и с маркетинговыми стратегиями производителей. В 2007 году основные тенденции развития рынка тарированного пива сохранились. Доля ПЭТ продолжила расти, достигнув 47,1%, в то время как доля стеклянной бутылки сократилась до 38,3%. Важно отметить, что темпы роста относительных продаж ПЭТ-упаковки замедлились. Очевидно, это свидетельствует о наметившейся стабилизации потребительских предпочтений в выборе тары. Что касается баночного пива, то его доля увеличилась до максимального уровня — 14,6% в натуральном выражении.
Подписывайтесь на наши новости в соцсетях и рассылке Unipack.Ru:
Автор: Ирина Парфентьева, BUSINESS GUIDE (Приложение к газете "Коммерсантъ")
Источник: Unipack.Ru
Версия для печатиВсе интервьюДобавить интервьюПодписка на рассылку



21:24 Ivan
Вы действительно думаете, что у них был выбор?
10:57 vlulyanov
Опять оголтелая борьба не с тем.
13:23 vlulyanov
А есть ли регион, где спрос на упаковку низкий? Пока существуют магазины сам...
17:47 vlulyanov
Как-то так сложилось, что не сразу прочитал эту статью. А когда сейчас прочи...
10:39 vlulyanov
На мой взгляд, лучше бы снимки изделий-победителей здесь дали.