Об упаковке - Для упаковки

Качество стандарта – стандарт качества

09.01.2007

– Людмила Сергеевна, сегодня, когда ни денег, ни указаний «сверху» на разработку стандартов нет, кто является инициатором создания новых стандартов? Заводы- производители стеклянной тары?

Сегодня разработчиком  стандартов является наш технический комитет «Стеклянная тара».  Это общественная организация, в которую входят представители заводов-потребителей и заводов-изготовителей и другие научные организации. Секретариат рабочей группы технического комитета работает в АНО «Центр стандартизации, сертификации и испытаний». Проводя экспертизу стандартов технический комитет приходит к выводу, что какой-то определенный стандарт устарел,  в него надо внести изменения или его надо отменить или разработать новый. В этом случае, согласно сложившейся практике, инициаторами могут стать как технические комитеты, так и стекольные  заводы и потребители стеклотары. Вот, например, в настоящее время у потребителей пивной бутылки повышенные требования к стеклянной таре по давлению и по термостойкости. Поэтому в нормативный документ вносят более высокие технические требования. Но мы не ограничиваемся запросами участников рынка.  Технический комитет внимательно анализирует российские нормативные документы, а также документы зарубежных стран –  стандарты ISO, стандарты разных фирм. С введением ФЗ «О техническом регулировании» государственная стандартизация перешла в ранг национальной. Согласно закону к нормативным документам отнесены национальные стандарты, зарубежные и стандарты организаций (СТО). Отраслевые стандарты (ОСТ) и технические условия должны быть постепенно отменены. Вошли в действие новые стандарты, в которых указан порядок разработки новых нормативных документов. Поэтому рабочая группа ТК оказывает помощь заводам в разработке новых документов. Такие стандарты являются немаловажным аспектом при заключении договоров между предприятием-производителем и потребителем стеклянной тары.

– Каковы общие тенденции стандартов качества?  Ужесточаются требования к стеклянной таре?

Да, ужесточаются. Я  вам привела пример на бутылке под пиво и новые требования потребителей очень заметны. Сейчас очень повысились требования к механической прочности, и  это связано как раз с новыми  видами пива и бутылкам для них, которые должны выдерживать повышенные требования к качеству, а также новые виды укупорки. Все это способствует тому, что наши стекольные заводы приобретают новое оборудование – как стеклоформующее, так и контрольно-измерительное. Но контрольно-измерительное оборудование очень дорогое, т.к. в основном оно зарубежное. Его поставляют Американские и Итальянские фирмы.

– А есть ли отечественные аналоги такого оборудования?

Очень мало, хотя научный потенциал в стране очень большой. Предприятия, выпускавшие по заказам военных имели много новых разработок, их можно было бы использовать для других предприятий. У нас есть положительный пример работы с  Ижевским заводом «Аксион-Холдинг». Они по заказу ОАО «Свет» (г.Можга) сделали прибор для измерения толщины стенки. А потом нашли контакт с нами. Свой прибор они поставили нам на тестирование, и его изучали и мы, и те специалисты с заводов, которые к нам приезжали. Многие заводы приобретали этот прибор, писали им свои замечания, они его совершенствовали и каждую новую модель  привозили к нам, чтобы наладить обратную связь с заводами. И сейчас у них хороший прибор, он прошел регистрацию, занесен в реестр Госстандарта. Главное, что это получается дешевле, чем приобретать за границей. Сейчас они пытаются создать другие контрольно-измерительные приборы.

– Сегодня рынок стеклянной тары поражает воображение разнообразием форм. Если в советские времена мы знали всего несколько видов бутылки – пивная, водочная, винная, то сейчас практически каждый продукт упакован по-разному. Неужели на каждую новую бутылку нужен свой стандарт? И возможен ли вообще стандарт на эксклюзивную тару?

Под эксклюзивной стеклянной тарой в России понимают декоративно оформленную тару, например, бутылки с разными украшениями и надписями.

Но не все можно украшать, и не под все можно изменять форму. Зачастую бывает так: художники, дизайнеры – сами по себе, стекольщики, потребители – тоже. Потребителю хочется многого, а как себя будет вести стекло? Это же не металл – его не выточишь, у него  есть определенные требования в горячем состоянии, в холодном. Чем больше надписей, рисунков, изменений формы, тем больше возникает напряжений, тем хуже механическая прочность стеклянных изделий.

Если ГОСТ разработан на бутылку круглой классической формы, то можно  конкретизировать все требования, начиная от безопасности и т.д. А когда идут отступления от классической формы, приходится разрабатывать технические условия или стандарты организаций. Но основные требования по безопасности должны оставаться такими, как они предусмотрены в ГОСТе.

- Существуют ли сегодня стандарты на декорированную стеклянную тару?

Сама отрасль декорирования очень молода, поэтому ГОСТов на неё нет. Однако мы работаем с предприятиями, которые выполняют декорирование. Для них АНО ЦСИ «Хрусталь» разрабатывает нормативные документы, предусматривающие требования к разным видам декора.

– Вернемся к вопросу о качестве продукции. Вы являетесь руководителем Органа по сертификации готовой продукции. Что Вы можете сказать о других системах сертификации качества, таких, например, как система ISO9001? Можно ли говорить о том, что для изготовления качественного продукта достаточно внедрить такую систему?

Конечная цель всех систем - повышение качества продукции. Даже если вы внедрите у себя ISO, вы все равно будете проходить сертификацию готовой продукции. Там управление качеством производства, а здесь сертификация качества конечного продукта. Система последней версии ИСО9001 представляет собой процессный подход, т.е. переход от одного процесса к другому (вход – выход). Проще говоря, пришел сырьевой материал на стекольный завод – это по системе ИСО 90001 процесс приемки сырьевого материала. Дальше он переходит в процесс обработки сырьевого материала: сушка, измельчение и т.д., затем в процесс отвешивания, компоновки шихты, после шихта поступает в печь, и т.д. И всеми процессами нужно управлять по системе ИСО9001. Если эта система работает, то она, конечно, создаст предпосылки для того, чтобы конечный продукт был качественный. Предположим, что где-то произошел сбой,  например, поступил сырьевой материал не должного качества, то чтобы не нарушить процессный подход следует строго придерживаться системы ИСО. Если у вас хорошо идет технологический процесс – постоянно поступает газ, постоянная температура, нет сбоев по электроэнергии, то все нормально. Но как вы знаете, у нас не бывает все хорошо. Если на каких-то этапах процесс нарушается, например, происходит сбой подачи газа в печь, значит, нарушается варка стекломассы и отсюда нарушается качество процессного подхода.

Что касается сертификации, которую мы проводим, то она помогает определить уровень качества конечного продукта. В этом случае наши требования к оценке качества являются весьма ценными для производителей и потребителей стекла, т.к. мы считаемся третьей, незаинтересованной, стороной.

– У стекольной отрасли в России богатая история. Однако многие Российские заводы сейчас испытывают трудности. В то же время на стекольный рынок приходят зарубежные игроки, которые строят новые заводы.  Отличается ли качество продукции «новых» и «старых» заводов?

Новые заводы построены «с нуля» и находятся  в лучших условиях. Там с самого начала уже есть светлые хорошие цеха, новое оборудование, новое контрольно-измерительное оборудование.

Наши старые стекольные заводы всегда были на втором плане, должного внимания и им никогда не уделялось как машиностроителями, так и заводами, изготавливающими  приборы. А новые заводы сразу попали в хорошие условия: новые автоматы, новые формы, смазка – конечно, бутылка должна получаться лучшего качества. Она должна быть более легкая, имеет более равномерное распределение стекломассы.  На новых автоматах можно вырабатывать бутылку более сложной формы и т.д.

Но отношение к труду все равно зависит от специалистов, а их, как правило, сейчас не хватает. Часть старых стекольных заводов закрылась, а те заводы, которые переоборудовались, выпускают стеклотару хорошего качества и имеют кадровое преимущество.

– А от чего, в конечном итоге зависит качество продукции? От оборудования или от квалификации работников?

И от того, и от другого.  На качество конечного продукта большое значение оказывает человеческий фактор, т.е. отношение к работе каждого работника на своем месте. Иногда ошибка или халатное отношение одного работника может поставить под удар все налаженное производство. Не совсем технические грамотные и обоснованные распоряжения руководителя также могут привести к плачевным последствиям.

– Да, от многих стекольных заводов приходилось слышать, что одна из главных проблем – кадровая…

Все правильно, ведь у стекольщиков тяжелая работа, которая не всегда хорошо оплачивается, особенно на провинциальных заводах. Но если вкладываются деньги в старое предприятие, которое было еще и градообразующим, то кадровый вопрос решается лучше. У новых заводов в чем-то больше преимуществ, но с кадрами им приходится сложнее. Здесь многое зависит от изобретательности руководства: большие зарплаты, жилье, социальные льготы.  Случается так, что закрытие старых заводов освобождает кадры. Вот были во Владимирской области заводы «Богатырь» и «Красный маяк» вместе с поселками, но они закрылись, заводы, поселки опустели, и теперь люди работают на новых заводах.

– Что Вы можете посоветовать потребителю стеклянной тары? Может он сам визуально, посмотрев на бутылку, оценить ее качество?

В какой-то степени, да, но приборы все равно нужны. Вообще за последние два-три года изменилось отношение потребителя к качеству продукции. Сейчас потребители довольно хорошо владеют нормативной документацией и технически грамотно предъявляют требования к качеству готовой продукции.

– Как практически Вы работаете с потребителями? Может быть, у Вас есть какие-то курсы?

Обычно весной или осенью мы проводим в течении двух-трех дней практические семинары. Мы приглашаем  на них все заводы, использующие стеклянную тару. Например, объединение «Башспирт» (они взяли «под себя» все свои заводы), и с каждого завода  послали учиться по одному человеку. Сразу приехало 8 человек, и все были очень довольны. Говорят, мы до этого не имели понятия, что такое стекло.

Но это не просто познавательный процесс, это элементарное развитие  культуры производства, чтобы потребитель мог правильно обозначить дефекты, обратиться к изготовителю, разговаривать с ним на одном языке.

У нас, у стекольщиков, очень много техницизма, хотя и у потребителей его хватает. Особенно если мы возьмем стекольные заводы, которые сейчас в России строят иностранцы. Они привозят свои документы, а переводы довольно плохие. И, самое главное, они это прививают стекольщикам, которые работают с ними. И когда они к нам приезжают, то говорим о дефектах на «разных языках». Они применяют непонятные названия дефектов, хотя у нас есть ГОСТы, где определена вся терминология.

– Людмила Сергеевна, какая проблема для стекольщиков и потребителей стекла сегодня наиболее актуальна?

Проблем много. Существуют  крайне актуальные проблемы для производителей и потребителей стекла, которые требуют срочного решения, например, водостойкость. Проблема эта касается в, основном, водочной стеклянной тары. Дело в том, что когда разрабатывали метод проверки водостойкости изделия, тогда была совершенно другая технология, были не такие скорости выработки, составы немного другие, и упаковка другая.

Сегодня эта проблема рождает споры, доходит и до судебных разбирательств между производителем бутылки и производителем водок. Обращаются за советом к нам, но дать окончательный, научно обоснованный ответ по ряду вопросов мы не можем, а можем только предположить тот или иной вариант. И надо бы эту проблему изучить, но у стекольщиков нет ни института научно-исследовательского,  ни финансирования.

И здесь главная проблема, на мой взгляд, отсутствие сильного объединения производителей, которое могло бы убедить всех участников рынка сообща решить эту проблему.

Журнал «Российский стекольный вестник»


Подписывайтесь на наши новости в соцсетях и рассылке Unipack.Ru:

Источник: Unipack.Ru

Версия для печатиВсе интервьюДобавить интервьюПодписка на рассылку

Все производители и поставщики продукции

На портале представлено: предприятий видов продукции и оборудования
Зарегистрировано: пользователей
Мы в соцсетях:
Рейтинг@Mail.ru