Упаковка делает жизнь лучше

24.06.2013

Комментариев: 7

В этом уверен Томас Шнайдер, президент Всемирной организации упаковщиков (WPO). Впервые в истории выставки RosUpack ее посетил руководитель всемирной отраслевой организации и любезно согласился ответить на наши вопросы. Предлагаем вниманию читателей беседу Томаса Шнайдера с главным редактором портала Unipack.Ru.

Вы находитесь на посту президента Всемирной организации упаковщиков с 1 января 2012 г. Какие основные задачи Вы ставите перед собой, и что из запланированного уже сделано?

Надо сказать, в такой организации, как WPO не имеет смысла говорить о какой-то начальной или конечной стадии. Ведь речь идет о непрекращающемся процессе развития. Я включился в процесс, которым до меня руководил предыдущий президент, и то же самое сделает следующий президент WPO. Это постоянное движение, и главный вопрос в том, что является здесь процессом. Основной девиз Всемирной организации упаковщиков – «Улучшение качества жизни благодаря лучшей упаковке для возможно большего количества людей». Это процесс, который основывается на нескольких подпроцессах. Мы считаем себя неким хранилищем идей из различных культур. Не секрет, что в одних странах упаковочный процесс налажен лучше, чем в других. Поэтому для нас первостепенным фактором становится, скажем так, «перекрестное опыление» на фоне различных национальных и культурных особенностей.

В нашей организации участвуют представители более пятидесяти стран мира, и, конечно же, мы хотим увеличить это количество. В прошлом году в наши ряды влилась индонезийская ассоциация упаковщиков. Мы также приняли африканскую ассоциацию, которая представляет собой конфедерацию из шести национальных организаций – Туниса, Ганы, Кении, Танзании, Нигерии, ЮАР. Мы стремимся удовлетворить нужды и потребности каждого члена WPO. Разумеется, американские упаковщики не нуждаются в такой большой помощи, как африканские страны. В мировом масштабе в отрасли довольно много проблем. Так, например, в России поднимается вопрос о профессиональной подготовке специалистов упаковочной индустрии. Наша задача в том и состоит, чтобы адекватно отвечать на нужды и соответствовать интересам каждого члена. Что касается России, здесь упаковочный рынок довольно молод, в этом есть и свои плюсы. Учитывая уровень развития отрасли в других странах, российская упаковка не должна проходить все этапы развития, поскольку имеется возможность снять сливки, использовать все полезное и инновационное, что было сделано в других странах.

Мы очень хотим расширить ряды участников нашей организации. Два года назад мы приняли в WPO отраслевую ассоциацию из Казахстана. Надо отметить, что большое количество идей приходит именно от новых членов. Поэтому мы приветствуем вступление во Всемирную организацию упаковщиков новых членов. Хочется, чтобы вы понимали, что мы не стремимся создать единую упаковку, ввести единый стандарт для всего мира. Наоборот, мы хотим, чтобы в каждой стране упаковка отвечала ее национальной и культурной специфике.

Как Вы оцениваете состояние мирового рынка упаковки, какие тенденции видите? По-вашему, глобальный экономический кризис все еще оказывает влияние на ситуацию?

Упаковка имеет большое значение в современном мире. Существует огромное количество возможностей для ее развития. Она развивается параллельно с развитием среднего класса в разных странах. Страны Азии демонстрируют фантастический рост. Растет и население этих стран. Наиболее быстрый прирост наблюдается в странах Африки, расположенных южнее Сахары. Население «третьего мира» удвоится к 2050 году. Наиболее важный фактор для нас – образование и развитие среднего класса. Средний класс в России также растет быстрыми темпами. Он быстро растет и в Индии, и в Китае, и в других странах с бурным экономическим развитием. Бедное население не покупает упакованных товаров в супермаркетах, очень богатая прослойка занимает относительно небольшой процент населения. Поэтому, с точки зрения развития упаковочной индустрии, важен именно средний класс. Представители среднего класса покупают больше всего упакованных товаров и продуктов, поэтому его развитие определяет покупательную способность населения и рост рынка упаковки в мире.

Я был очень удивлен, когда узнал, что упаковочный рынок в России тоже пошел вниз во время кризиса, как и покупательская способность, доходы населения. Однако, на мой взгляд, упаковка пищевых продуктов не должна так себя вести. В Соединенных Штатах упаковка, прежде всего, относится к товарам повседневного пользования, продуктам питания, таким как яйца, вода, обычные продукты. В них мы нуждаемся каждый день. В этом отношении рынок упаковки гораздо более стабилен по сравнению с другими, потому что спрос на повседневные продукты связан с поддержанием жизни и не может быть отложенным.

Как Вы оценивается конкуренцию в мировой упаковочной индустрии?

Конкуренция – есть конкуренция. Она всегда присутствует на рынке. Но сказать, что она усиливается или ослабевает, нельзя. Это интенсивный процесс. На него могут повлиять лишь такие факторы, как запатентованная продукция. В остальном, когда одна компания внедряет какую-нибудь новую хорошую идею, конкуренты видят это и тоже начинают использовать инновацию, чтобы сделать свою продукцию более привлекательной для потребителя.

На российском телевидении появляются программы, в которых упаковку считают злом, называя ее главным фактором загрязнения окружающей среды. Что делает WPO, чтобы люди так не думали?

Да, американцы также думают, что упаковка – основной источник мусора на улицах. Точно так же считают и в Европе, и в Китае, и в Австралии, и везде, где мне приходилось бывать. В представлении многих людей упаковка – что-то очень плохое. Но если бы не было упаковки, представьте, нам приходилось бы везде ходить с кружкой, черпая воду и другие напитки из больших емкостей, отрезать ветчину от огромного окорока. И не только это. Мы не можем существовать без упаковки. WPO обращается к своим членам, призывая их вести просветительскую работу среди населения. Необходимо донести до сознания людей, что упаковка – это не только мусор, она несет определенные и очень важные функции. Она должна защищать продукт, обеспечивать его безопасность, увеличивать срок годности и пр. Упаковка должна быть пригодной для переработки, чтобы не создавать нагрузки на окружающую среду. Мы должны работать на создание экологически устойчивого общества. Если упаковка не может быть переработана, тогда она должна быть хотя бы сгораемой для получения энергии.

По моему мнению, производители упаковки уже понимают, что они должны делать, и делают это, отыскивая пути повышения функциональных показателей упаковки при меньшем количестве материалов, оптимальные способы переработки упаковочных материалов. Проблема заключается не в профессионалах, а в обществе в целом. Люди чаще всего просто выбрасывают использованную упаковку, которая в результате оказывается на огромных свалках. Считаю, что мы должны способствовать развитию государственных программ по сортировке и вторичной переработке отходов. Профессионалы знают, как перерабатывать упаковку, но ее нужно собирать и сортировать. Во многих странах, таких как Австралия, США и других уже многое делается для обеспечения вторичной переработки материалов. Выражая свое личное мнение (подчеркну, что это не мнение WPO), отмечу, что подобные программы в Европе больше нацелены на производителей упаковки, а не на общую массу населения. Думаю, сменится не менее двух-трех поколений, пока мы научимся оптимально перерабатывать отходы упаковки.

Сейчас ведется много разговоров о биоразлагаемых полимерах, использующихся для производства упаковки. Если они разлагаются, значит, их нельзя перерабатывать. Известный эксперт в области упаковки Антон Стиман даже говорит о «зеленой пропаганде» защитников биополимеров. Не проще ли наладить вторичную переработку обычных упаковочных материалов?

Самый простой ответ: все зависит от ситуации. Думаю, верного или неверного ответа на этот вопрос не существует. Надо понимать, что происходит с упаковкой после ее использования. Если ее просто выбрасывают на свалку, тогда я на стороне биоразлагаемых материалов. С другой стороны, если люди сортируют отходы – пластик, бумагу, стекло, металлы – и имеются все условия для сбора и вторичной переработки упаковочных отходов, это более предпочтительно. Важнейший фактор здесь – готовность общества к переработке упаковки, наличие необходимой инфраструктуры для этого.

На производство многих биоразлагаемых полимеров, в том числе для упаковки, идут продукты питания – кукуруза, пшеница, крахмал и т.п. Это, наверное, не очень хорошо, если учитывать, сколько людей в мире еще не доедает?

В Соединенных Штатах есть подобная проблема. Автомобильный бензин у нас должен содержать 10% этанола. А этанол получают в основном из кукурузы. Получается, что мы забираем кукурузу из продуктовой корзины и перекладываем ее в топливную. Это автоматически повышает стоимость пищевых продуктов. Выскажу свое мнение (это не позиция WPO): мы должны выровнять баланс использования таких продуктов и быть очень аккуратными, применяя продукты питания в других сферах, в том числе в упаковке.

Что Вы скажете о российском рынке упаковки?

Все то, что я видел на выставке RosUpack 2013 в Москве, я могу увидеть в Пекине, Чикаго или Сан-Паулу. Та же продукция, только разные бренды, разные материалы, разные культуры. Это очень многообразный бизнес. Огромное количество продукции, призванной удовлетворить потребности заказчиков и конечных потребителей. Поэтому российский рынок упаковки можно считать довольно зрелым рынком.

Как долго Вы связаны с упаковкой, есть ли у Вас специальное образование в этой области? Каков был Ваш путь к президентству во Всемирной организации упаковщиков?

В отрасли я столько времени, сколько женат, кажется, всю мою жизнь. Если серьезно, мой стаж в упаковке – 40 лет. Можно сказать, не я нашел упаковку, а упаковка нашла меня. Сейчас я управляю компанией, которую основал мой отец еще в 1954 г. Если бы он был жив, в этом году ему исполнилось бы сто лет. В 1986 г. в США была создана отраслевая ассоциация под названием Институт профессионалов упаковки (Institute of Packaging Professionals – IoPP). Скажу, что я не из стеснительных, у меня всегда есть свое мнение по актуальным вопросам. А работа в IoPP не предполагает никакой оплаты, это добровольная общественная работа. Вот я и взялся за это дело. В 2004 году я стал президентом американской ассоциации IoPP, затем 2005 – председателем правления этой ассоциации. После 2004 года я стал участвовать в мероприятиях WPO в разных странах. Видимо, мои качества устроили всех, и меня выбрали в 2012 г. президентом Всемирной организации упаковщиков. Пост президента WPO требует определенного видения ситуации, наличия позиции, которую разделяют многие члены организации. Для меня важно оставить после себя ситуацию лучше, чем она была до моего президентства.

Чем занимается компания, основанная Вашим отцом, которой Вы управляете?

Мы не производители, а дистрибьюторы. Наша компания осуществляет поставки упаковочного оборудования, цифровых систем печати и нанесения этикеток. У нас работает всего четырнадцать человек. Мы – малое предприятие с небольшим, по американским меркам, оборотом в 5 млн долларов. Да, я возглавляю Всемирную ассоциацию упаковщиков, но за мной не стоит огромный бизнес. Упаковка позволила нашей семье заработать неплохие деньги, можно сказать, упаковка добра ко мне, и я отвечаю взаимностью, посвящаю ей много времени, чего, собственно, и требует моя должность в WPO.

Это Ваш первый визит в Россию. Была ли у Вас возможность познакомиться с Москвой? Какие впечатления от города, от людей?

Накануне мне удалось кое-что посмотреть. Заметно, что транспортная ситуация оставляет желать много лучшего. Если бы не пробки, мне удалось бы увидеть гораздо больше. Мы пытались попасть в Кремль, но очередь была нереально длинной. Красная площадь была закрыта, я смог осмотреть ее только со стороны. Но это не главное. Я увидел, что Москва буквально пронизана историей, все здесь дышит ей. Удивительное ощущение, когда находишься в городе, возраст которого приближается к тысячелетию. Ваша столица гораздо старше любого города в США. Считаю для себя уникальной возможностью наблюдать в одном месте различные архитектурные стили, сменявшиеся в течение столетий. Это восхитительно. Современные здания из стекла и бетона и древний Кремль, который неоднократно перестраивался. Сейчас Кремль представляет собой огромный комплекс необыкновенной красоты. Люди в Москве тоже понравились. Они очень добрые и гостеприимные. И очень понравилась русская еда. Конечно же, я с удовольствием приеду в Москву снова.

Чем Вы руководствуетесь в жизни и в бизнесе? Есть ли у Вас главный жизненный принцип, которому Вы стараетесь следовать?

Таких принципов несколько. Будучи бизнесменом, считаю, что очень важно иметь такие качества, как предсказуемость и постоянство. Иначе говоря, люди должны знать, что от тебя ожидать, и доверять тебе. Есть такие люди, которые меняют свой образ мыслей чуть ли не каждый день. Это не про меня. Еще одним важным качеством в бизнесе считаю честность. Я всегда честен со всеми своими поставщиками, клиентами и работниками. Этого же ожидаю по отношению к себе и от партнеров, и от работников. Мне приходилось увольнять людей, которые пытались вести какие-то двойные игры за спиной компании. В доказательство своего постоянства и честности могу привести тот факт, что уже более сорока лет я женат на одной женщине. У меня два сына-близнеца, у которых уже давно своя жизнь. И дети тоже придерживаются таких принципов. Эти принципы сослужили мне в жизни хорошую службу, постараюсь не испортить это и в дальнейшем.

Вы упомянули, что работа на должности президента WPO не оплачивается. Можно ли считать ее хобби? Или у Вас есть еще какое-то увлечение, кроме бизнеса и WPO?

Президентство – не хобби, а, прежде всего, большая ответственность. Но мне эта работа действительно нравится. За последние восемь лет я посетил 35 стран и в каждой из них, включая и Россию, приобрел хороших друзей. Знаю, что друзья всегда поддержат и помогут. Это приносит настоящее удовлетворение, радость общения с разными людьми, а также новые знакомства. Я благодарен упаковочной отрасли и президентству в WPO за то, что в течение долгого периода имею возможность наблюдать, как упаковка способствует улучшению жизни. Уровень жизни во многих странах повышается во многом благодаря упаковке. Мне нравится видеть все это и работать именно в упаковочной отрасли.

Остается ли у Вас после всего этого свободное время? Если да, то чем Вы занимаетесь на досуге?

Нам с женой повезло, у нас второй дом в горах Колорадо, находящийся на высоте 2700 м. Это довольно высоко. Зимой мы с удовольствием катаемся там на горных лыжах. Летом – пешие прогулки. Кроме того, я увлекаюсь чтением.

Что Вы читаете?

Читаю разные книги, в том числе шпионские романы. Мне очень нравятся произведения Винса Флинна, одного из самых популярных американских авторов политических триллеров, к сожалению, рано ушедшего из жизни. В будущем, когда у меня будет больше свободного времени, я хотел бы тоже попробовать себя в литературе, в художественной литературе, где меня больше всего привлекает жанр романа. Но сейчас не до этого.

Вы американец, но Ваше имя пишется и звучит по-немецки. У Вас есть немецкие корни?

По отцу моя фамилия Шнайдер, а по матери Шу (Schuh). Обе фамилии немецкого происхождения. Мои предки приехали в Америку еще в девятнадцатом столетии, примерно в 1860-70 гг. Интересно, что мои прадедушка и прабабушка в Германии жили в соседних деревнях и даже играли вместе возле церкви. Потом семья прадедушки эмигрировала в США. Через какое-то время уехала и семья прабабушки. Абсолютно независимо друг от друга. И вот в Америке мои будущие прадедушка и прабабушка снова встретились на одном из церковных праздников и полюбили друг друга. Так бывает. А один из моих предков по материнской линии попал в наполеоновскую армию. Французы призвали его под знамена и отправили в великий поход на Россию, который закончился так плачевно. По счастью, мой предок уцелел в этой страшной войне, не был убит в сражении и не замерз при отступлении, как многие из его однополчан. Ему повезло, и он вернулся в Германию. Можно сказать, таков был первый контакт нашей семьи с Россией.

Ну вот, теперь вы знаете обо мне почти столько же, сколько моя жена. Желаю успехов вашему порталу и всем его читателям!

Большое спасибо Вам за интересную беседу!

Интервью: Михаил Бредис, главный редактор Unipack.Ru
Фото: Виктор Пугачев


Подписывайтесь на наши новости в соцсетях и рассылке Unipack.Ru:

Источник: Unipack.Ru

Другие публикации в спецпроектах:


RosUpack-2025

Версия для печатиВсе интервьюДобавить интервьюПодписка на рассылку

Читайте по теме:

Все производители и поставщики продукции

Комментарии

24.06.2013 11:01Марина Силаева

Отличное интервью. Побольше бы таких!

24.06.2013 11:40Александр Т.

Руководитель маленькой компании становится президентом WPO. И это ли лишний раз подтверждает, что Америка действительно страна больших возможностей.

24.06.2013 13:41Вероника

Очень понравилось интервью. Интересные вопросы, интересные ответы...

24.06.2013 16:28tester:)

Понравилась его позиция относительно использования биоразлагаемых материалов в упаковке, - очень разумный подход.

24.06.2013 17:07маркетолог

ясность мысли и последовательность изложения сегодня большая редкость :( очень интересное интервью, спасибо.

26.06.2013 15:46Николаев Антон

Неожиданно трезвый взгляд на ситуацию в отрасли.

26.06.2013 17:41vlulyanov - Николаеву Антону

А что проблемами упаковки и упаковывания все только по пьяни занимаются?

Обсуждение окончено

На портале представлено: предприятий видов продукции и оборудования
Зарегистрировано: пользователей
Мы в соцсетях:
Рейтинг@Mail.ru