Профи "декоративного" бизнеса - о тенденциях российского дизайна в алкогольной отрасли
Оставив историю развития стекольного производства, обратимся к современности. Многочисленные рекламные агентства предлагают сегодня производителям алкоголя свои услуги по разработке брендов, включая проектирование формы бутылки, либо предлагая иную упаковку, а также эскизы этикетки и все причитающееся. За комментариями мы обратились к директору дизайн - студии «Handicraft» Владимиру Ерохину. К беседе подключилась и начальник департамента развития компании Людмила Родионова.
- В начале разговора интересно было бы узнать о том, как Вы встали во главу рекламной студии: расскажите, как пришли в дизайн, почему работаете именно со стеклом?
Владимир Ерохин: На самом деле мы работаем не только со стеклом, и круг заказчиков не ограничивается производителями алкоголя. А в полиграфии, в том числе и в дизайне я уже лет десять. Начинал с работы в дизайн-бюро при типографии. Проработав более девяти лет руководителем дизайнеров при полиграфическом производстве, я знаю всю сложность взаимоотношений препресса и дизайна. Скажу откровенно, такое сотрудничество нельзя назвать удачным. В подобной ситуации дизайнер попадает в прямую зависимость от технических возможностей типографии, что отражается на качестве непосредственно самого дизайна. Это связано с технологическими ограничениями производства и сроками. Не секрет, что логистика на многих предприятиях оставляет желать лучшего, поэтому художнику на работу остается в лучшем случае 2 -3 дня, что для осуществления замысла, его визуального воплощения явно не достаточно. Добавьте сюда потребность производства в технологичных заказах, то есть тех, которые можно печатать быстро и без брака, и вы поймете, что дизайнеру при типографии живется не сладко. Исходя из личного опыта, считаю, что лучше когда производство и дизайн сотрудничают на взаимовыгодных условиях, но не являются единой структурой.
- То есть дизайнер, пусть даже специализирующийся на алкоголе, в душе все-таки художник, которому необходима свобода для творческого раскрепощения?
Владимир Ерохин: Не совсем так, и чтобы не возникали подобные ассоциации, поясню. Дело в том, что типография имеет конкретные производственные мощности и регламент по времени полиграфического производства. Работая в структуре такой компании, дизайнер вынужден подчиняться действующим условиям и срокам. Непосредственно художественный этап работы над заказом в такой ситуации отступает на второе место. Словом, дизайнер при типографии творчески закрепощен. Соответственно, и результаты его работы получаются куцыми, не отвечая полностью чаяниям заказчика. Собственно, по прошествии времени я и принял решение о том, чтобы работать независимо от типографии. Это позволяет поставить именно художественную составляющую на первый план, следуя пожеланиям клиента, а последним - успешно продвигать свою продукцию. Кстати, на западе так давно работают: там клиенты понимают, что дизайном должны заниматься дизайн - студии, а печатать – типографии и не экономят на художниках. В России такая тенденция уже наметилась, но лет пять назад подобного вообще не было. Мы медленно приближаемся к цивилизованному подходу качественного исполнения дизайнерской работы.
- Если говорить о качестве, то стекло - материал хрупкий, несет ли он какую-то энергетику в зависимости от формы своего воплощения?
Владимир Ерохин: По этому вопросу, полагаю, разумно предоставить слово Людмиле, которая знакома с тонкостями стекольного производства и его развитием.
Людмила Родионова: Стекло – это действительно уникальный материал, но производство из него интересных форм осложняется комплексом ограничений непосредственно на стекольных заводах. Ведь мало нарисовать красивый эскиз бутылки, надо сделать дизайн технологичным, чтобы воплотить его в реальный продукт. Российские стекольные заводы, пока, к сожалению, уступают западным в технологиях и оборудовании. Не каждую дизайнерскую задумку удается реализовать в России, но и у нас прогресс не стоит на месте. Рынок дизайна для алкогольной индустрии диктует свои правила, появляются новые возможности и технологии в оформлении бутылки. Всевозможные рельефы по телу бутылки, декорирование, матирование, использование нестандартных форм – эти и другие дизайнерские находки предлагаются заказчику.
- А есть ли градация, по которой алкоголь разливается в ту или иную форму бутылки, в том числе ее литраж, цвет и т. д.?
Владимир Ерохин: Безусловно. Прежде всего, производитель, опираясь на исследования своих маркетологов, определяет целевую аудиторию для своего продукта, исходя из чего дизайнер - уже в паре с бренд-менеджером - предлагает ту или иную концепцию товара, его визуализацию. Тут вам и форма и цвет! Оригинальность и запоминаемость!
Людмила Родионова: Стоит добавить, что тара под вино весьма традиционна. Это, как правило, классическая бутылка литражом 0,7. В общем, в дизайне есть такие понятия, как «водочная» бутылка, «коньячная» или «винная». Градация условная, но специалист сразу поймет, о чем идет речь.
- Кстати, интересно было бы узнать, как выстраиваются отношения между производителями алкоголя и рекламными студиями, в которые они обращаются за разработкой дизайна для своей продукции?
Людмила Родионова: Схема обычная: заказчик ставит исполнителю задачу на основании маркетинговых исследований, потребностей рынка или собственной интуиции. Учитывая информацию, прописанную в брифе (целевая аудитория, регионы продаж, цель и миссию торговой марки и т.д.) дизайнер создает некий образ – бутылки, этикетки, и воплощает это в графике. Далее по бутылке начинает работать технический дизайнер, на него ложится проработка модели, чертежи.
Владимир Ерохин: Хотелось бы еще добавить, что, несмотря на то, что наша студия занимается дизайном для алкоголя, мы ни в коем случае не пропагандируем его потребление. Мы за культуру пития и с точки зрения воплощения дизайна в данной отрасли продвигаем только позитивные решения.
- К слову о позитиве: ваше отношение как дизайнеров, к тенденции декорирования бутылок со спиртным различными украшениями – золотом, хрусталем и т.п.?
Владимир Ерохин: Такая мода действительно существует. Как правило, это касается подарочной эксклюзивной продукции, которая выпускается ограниченными партиями и не всегда выставляется на продажу. А тема инкрустации, к примеру, хрусталя от Swarovski, уже давно «муссируется» в дизайнерских и алкогольных кругах. Насколько такое решение будет удачным, покажет только время.
- По нашему разговору чувствуется несколько скептическое отношение к продвижению алкогольных брендов…
Владимир Ерохин: Нисколько. Иначе мы бы не занимались дизайном для него. Просто для успешного вывода на рынок продукта помимо формы емкости и этикетки, всегда должна проводиться рекламная кампания, соответствующая концепции алкогольного бренда. Это в принципе касается марки любой продукции, и алкоголя в особенности. Взять, к примеру, марку «Русский корень» производства черноголовской ГК «Ост-Алко» - она рассчитана четко на мужскую аудиторию, имеет специфику и сопутствующую атрибутику, как в плане упаковки, так и в POS-материалах.
- Алкогольный рынок в нашей стране в последнее время «бьют по рукам» особо – уж больно много подделок и суррогата. Несет ли тара, скажем, стеклянная, какие-нибудь защитные функции?
Людмила Родионова: Оригинальная бутылка, дополненная различными нестандартными элементами (декор, рельеф и д.р.) несомненно, исключает факт подделки. Поскольку, как я уже говорила, процесс производства нестандартной бутылки весьма непростой и недешевый. Для тех, кто хочет заработать на «левой» продукции экономически невыгодно заниматься подделкой брендов.
- Если не секрет, а что из горячительного предпочитаете Вы лично?
Владимир Ерохин: Предпочитаю коньяк - в хорошей компании и под настроение.
Людмила Родионова: Мой выбор – красное сухое вино.
- В связи с последним заявлением и в заключение: разделяете ли Вы как специалист дизайна, что этикетка для элитного вина должна быть менее броской и даже, скорее, скромной?
Людмила Родионова: Согласна полностью. Этикетки для такого класса напитков должны быть стильными и выдержанными, впрочем, как и само вино. Мое личное наблюдение: Испания, Франция, Италия – страны с давними «винными» традициями, большее внимание уделяют вопросу качества своей продукции, нежели дизайну. Минимализм, как в цвете, так и графике, качественная бумага. Мне, во всяком случае, очень нравятся винные этикетки этих стран именно своей строгой стильной простотой.
Владимир Ерохин: Я бы добавил еще и такое качество, как правильность подачи, с точки зрения художественности, информации на этикетках вин таких стран. Дозированность изобразительных элементов, некий минимализм. Вычурность и красочность алкогольных марок, что бьет по глазам потребителя, редко свидетельствует о качестве продукции. Скорее - наоборот. К слову, российский дизайн еще не в полной мере пришел к такому осознанию. Можно сказать, что до середины 90-х годов прошлого века у нас в стране и слова-то такого, как «дизайн», почти не знали. Но когда поднялся «железный занавес», запад вышел на российскую арену. Что, естественно, оказало большое влияние и на отечественный дизайнерский цех. Сегодня понятие «дизайн» у нас только приобретает свое наполнение. Но одно могу сказать точно, стеклянная тара всегда останется «примадонной» на рынке упаковки, особенно алкогольной продукции.
Беседовала Оксана Матюнина
Подписывайтесь на наши новости в соцсетях и рассылке Unipack.Ru:
Источник: Alconews.Ru
Версия для печатиВсе интервьюДобавить интервьюПодписка на рассылку



21:24 Ivan
Вы действительно думаете, что у них был выбор?
10:57 vlulyanov
Опять оголтелая борьба не с тем.
13:23 vlulyanov
А есть ли регион, где спрос на упаковку низкий? Пока существуют магазины сам...
17:47 vlulyanov
Как-то так сложилось, что не сразу прочитал эту статью. А когда сейчас прочи...
10:39 vlulyanov
На мой взгляд, лучше бы снимки изделий-победителей здесь дали.